Центр стратегических разработок Алексея Кудрина впервые опубликовал комплексную версию своей программы. В ней говорится о бюджетном маневре, продаже госсобственности, росте пенсионного возраста и контрактной армии

Владимир Путин (Фото: Александр Земляниченко / AP)

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина впервые опубликовал стратегию, которую он готовил для президента Владимира Путина, пока не в полном виде. В краткой версии программы на сайте ЦСР эксперты структурировали свои предложения в семь приоритетов и представили ключевые результаты по каждому из них к 2024 году.

«Это резюме, сокращенная версия, но, конечно, как каждый реферат, он отражает содержание исходного документа. Мы исходили из того, что краткая версия — это публичный документ для широкой аудитории, поэтому не включили в него технические меры, переписали его неэкспертным языком», — пояснил РБК директор департамента коммуникационной политики ЦСР Павел Демидов. В мае аналитический центр сделает публичными дополнительные материалы, в частности более детализированные меры своей программы, отметил он, при этом некоторые из них уже​ . Приоритеты стратегии нашли отражение в послании президента, добавил Демидов.

Бюджетный маневр и продажа госактивов

Первый блок касается качества жизни — он включает меры по увеличению ожидаемой продолжительности жизни на пять лет и росту среднего размера пенсий до уровня в два раза выше прожиточного минимума (на треть в реальном выражении). Предложения по этому приоритету включают, например, новые программы лекарственного обеспечения, адресную поддержку для семей с доходом ниже прожиточного минимума и использование материнского капитала как ежемесячного пособия. ЦСР формулирует и предложение по увеличению пенсионного возраста, к 2034 году он должен достичь 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин (за счет этого предлагается увеличить сами пенсии). Среди первых шагов по реализации своих проектов эксперты Кудрина называют​ , включающий рост расходов на образование с 3,5 до 4,4% ВВП, на здравоохранение — с 3,1 до 4% ВВП, на инфраструктуру — с 2,5 до 3% ВВП.

ЦСР во втором приоритетном проекте указывает на необходимость роста числа россиян, готовых стать предпринимателями, вдвое (во столько же должна вырасти и доля малого и среднего бизнеса в ВВП — до 40%, но к 2030 году). Доля государства в экономике должна снизиться до 25% (сейчас 46%, по ЦСР на 2016 год). Из своих предложений ЦСР выделяет, в частности, планы обязать государство продавать доли в предприятиях, в которых его присутствие не нужно, и меры по развитию «эффективной системы льгот и преференций, систем краудфандинга и отдельных кредитных бирж» для небольших компаний.

Открытость экономики и помощь заключенным

Блок предложений ЦСР по технологической инициативе включает на треть и трансформацию частных компаний в активных экспортеров (по планам ЦСР, выручка 75 крупнейших из них составит 250 млрд руб.). Как писал РБК, это планируется обеспечить за счет обновления ключевых отраслей промышленности, изменения форматов институтов развития. Четвертый приоритет затрагивает российской экономики: несырьевой экспорт должен вырасти вдвое до $200 млрд, а экспорт продовольствия — на 60%. Пятая мера касается через внедрение новых методик и практик, которыми займется специальный Центр эффективности госуправления, а также повышения прозрачности контроля и надзора.

Приоритетное направление по развитию городов подразумевает сокращение времени в пути из пригорода в центр крупного города в среднем до одного часа, а также рост обеспеченности жильем с 25 до 30 кв. м на человека. Блок по судам и безопасности — последнее, седьмое направление из программы ЦСР — включает меры по ресоциализации бывших заключенных, упрощению отчетности для полиции и изменению кадрового состава судей (ими, как в ЦСР, должны становиться не бывшие секретари судов, как это зачастую бывает сейчас, а выпускники специального Федерального центра подготовки судей). ЦСР также предлагает формировать вооруженные силы на 100% из контрактников​. «Расходы на оборону и вооружение будут гибко планироваться и корректироваться каждый год, что позволит и тратить меньше, и защищаться эффективнее», — указывают авторы доклада.

За пределами кабинетов

ЦСР Кудрина не раз критиковали за отсутствие его программы в публичном доступе — в частности, об этом говорил бизнес-омбудсмен Борис Титов, также готовивший стратегию для Владимира Путина и опубликовавший документ еще в 2016 году. Например, избирательный штаб Титова, который выдвигался в президенты, раздал своим агитаторам методички с , что Кудрин «свою программу развития России с повышением пенсионного возраста тащит через кабинеты кулуарно». Кудрин же , что ЦСР готовит свои предложения для президента, и решать, какие из них брать в свою программу, будет он.

В мае прошлого года Путин, отвечая на вопрос журналистов о «кулуарном» обсуждении стратегии, сказал, что любые предложения такого уровня «должны проходить широкое общественное обсуждение». «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, — вы ему и попеняйте на это!» — заявил тогда Путин. Вскоре Кудрин и Титов представили президенту свои стратегии в Кремле.

Программа ЦСР проходила через разные форматы обсуждения, указывает Демидов — о них говорили на крупных экономических форумах и стратегических сессиях в Москве и регионах, а всего в подготовке предложений участвовали 1,7 тыс. экспертов. Кроме того, многие меры из стратегии (всего их более 300) содержались и в публичных докладах ЦСР, добавляет он. «Какие-то меры именно по итогам экспертных и общественных обсуждений были исключены или изменены, другие дорабатывались весь последний год, что мы общались с министерствами и ведомствами по поручению президента», — сказал собеседник РБК.

Глава ЦСР завершил работу над документом, определяющим главные приоритеты и проекты страны на шесть лет. Стратегия будет представлена президенту и только потом обнародована

Алексей Кудрин. Фото: Григорий Собченко/сайт

Команда Алексея Кудрина закончила работу над стратегией развития страны на следующие шесть лет после президентских выборов 2018 года. Об этом Кудрин рассказал в интервью ТАСС .

Основные положения будут представлены лично президенту. Конкретики пока нет, Кудрин попросил подождать до конца мая. Тем не менее, он объяснил, откуда взять деньги, будет ли конкурентна российская экономика, и предположил, каким будет курс рубля.

Стратегия состоит из приоритетов и проектов. Главные приоритеты: люди, технологии и госуправление. Задача, которая была поставлена президентом, — достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше. Это очень сложная задача, но она решаема. Это должен быть период вложений в человека.

«Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей — важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег», — сказал глава Центра стратегических разработок.

В ближайшие шесть лет потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова.

Кудрин сохранил свой прогноз: цена на нефть будет двигаться в диапазоне 40-60 долларов за баррель в ближайшие четыре-пять лет. «Это будет период установления нового равновесия. Даже если цена уйдет ниже 40 долларов, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при 45 долларах. При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около 56 долларов за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет», — прогнозирует Кудрин.

По словам главы ЦСР, стратегия должна стать документом, объединяющим разные слои населения. «Она должна быть востребована страной… Стратегия — это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит», — отметил Кудрин.

Ранее, выступая на форуме в Красноярске, Кудрин назвал российскую экономику .

Экономист Дмитрий Травин о реформах, предложенных командой бывшего министра финансов России Владимиру Путину

Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин раскрыл некоторые тезисы стратегии развития России до 2024 года, которую Центр стратегических разработок под его руководством написал для Владимира Путина. Статья о них под заголовком «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики» опубликована в сентябрьском номере журнала «Вопросы экономики». Кудрин предлагает ускорить экономический рост, увеличивая инвестиции в человеческий капитал за счет других статей расходов - в частности, «оборонки». Озвучены вполне конкретные предложения по каждой сфере, например, ввести обязательную подготовительную школу для 5-летних детей, повысить пенсионный возраст и другие. Какие из озвученных идей могут найти поддержку в Кремле - об этом «Реальное время» спросило российского экономиста и журналиста Дмитрия Травина.

«Кудрин проявил гражданскую позицию и ушел в отставку - это серьезный поступок»

В стратегии развития России до 2024 года говорится о том, что страна несет большие расходы на оборону и безопасность и их нужно сокращать. Вы согласны с этим?

Совершенно согласен. Не уверен, что это реалистично с политической точки зрения, но чисто экономически - это правильный совет.

В политологическом сообществе распространена скептическая точка зрения на стратегии и доклады, предусматривающие проведение структурных и институциональных реформ. Дескать, они пишутся с единственной целью - чтобы периодически успокаивать либеральную часть общества. Стратегия Кудрина тоже относится в такому типу документов?

«Кудрин существует явно не для того, чтобы успокаивать общественность. Успокаивать он мог бы, оставаясь на посту министра и произнося какие-то фразы, а он отказался от этой линии». Фото Романа Хасаева

Нет, это не так. Во-первых, я знаю историю всего этого процесса, Алексей Кудрин - не случайный человек, он был министром финансов. В 2011 году он проявил гражданскую позицию, объявив всей стране, что Россия зайдет в тупик, если не менять как минимум финансовую политику, и ушел в отставку, пожертвовав всей своей карьерой. Это серьезный поступок, мало кто так делает, а в сегодняшней России я и не припомню, чтобы еще кто-то так поступил. Так что Кудрин существует явно не для того, чтобы успокаивать общественность. Успокаивать он мог бы, оставаясь на посту министра и произнося какие-то фразы, а он отказался от этой линии. Он действительно хотел написать серьезную экономическую программу, он движется в этом направлении, и некоторые тезисы очень верные.

Впрочем, если смотреть с позиции Кремля, не исключено, что власть действительно ведет разговоры о написании всяких программ, но, скорее, не для отвода глаз. Просто Кремль не готов вести серьезные реформы, он собирает все предложения по принципу: вдруг что-то хорошее предложат.

«В авторитарной политической системе, где нет возможности повышать доходы населения, усиливается силовой компонент»

Судя по имеющейся информации, много внимания в стратегии уделено изменениям в сфере образования, в частности, реформе начальной школы. Это действительно может оказывать существенное влияние на экономику страны?

Я не специалист в области образования и не готов комментировать, какого типа нужны школы: с подготовительными классами или нет - это специальный вопрос. Наверное, над стратегией работали специалисты узкого профиля. Но мне кажется, что этот вопрос даже не очень важно и интересно обсуждать, просто потому что Путин не пойдет на серьезное сокращение правоохранительных расходов в пользу образования. Он же вполне осознанно повышал военные расходы. Они же не были у нас такими высокими с незапамятных времен. Понятно, что в политической системе, где нет возможности повышать доходы населения, усиливается силовой компонент. И, в общем, трудно добиться серьезного сокращения этих расходов - это нереалистично, так что в данном случае конкретика не важна.

«Мы просто должны запомнить, что есть две стратегии. Одна стратегия заключается в том, чтобы развивать военную деятельность - Крым присоединять, еще что-то. В этом случае будет, как сейчас, то есть без развития. И есть другая стратегия, которой следуют развитые страны мира - вкладывать деньги в образование». Фото prav.tatarstan.ru

- И все-таки, почему этой теме уделено так много внимания?

Кудрин зафиксировал, чтобы мы знали как читатели, что страна может развиваться, если в стране вкладываются деньги в образование, если повышается уровень квалификации населения. Но поскольку это реально делаться не будет - мы просто должны запомнить, что есть две стратегии. Одна стратегия заключается в том, чтобы развивать военную деятельность - Крым присоединять, еще что-то. В этом случае будет, как сейчас, то есть без развития. И есть другая стратегия, которой следуют развитые страны мира - вкладывать деньги в образование.

«После выборов Путин в любом случае повысит пенсионный возраст»

Некоторые из идей, которые предлагает Кудрин, вполне могут найти поддержку в Кремле. В частности, повышение пенсионного возраста. С госслужащих уже начали.

Я думаю, что после выборов Путин в любом случае сделает это. Это даже вопрос, не связанный с какой-то конкретной программой, - просто в Пенсионном фонде нет денег. Если мы внезапно не начнем все вымирать, а я надеюсь, что этого не случится, то возникает вопрос, что делать, если нет денег на выплату пенсий?

Теоретически есть три варианта. Первый - поднять пенсионный возраст, чтобы меньшее число людей получало пенсию. Второй вариант - не поднимать пенсионный возраст, но уменьшить размер пенсии каждого человека. Фактически это то, что сейчас уже происходит - пенсии на фоне инфляции обесцениваются. И третий вариант - перераспределить расходы. Сократить военные расходы и дотировать пенсионный фонд из государственного бюджета - тратить на стариков те деньги, которые не будут потрачены на военные нужды или образование детей. Этот вариант, в общем-то, хорош, если бы можно было резко сократить военные расходы, но перераспределять деньги с образования на пенсионеров - это тоже плохой вариант. Так что каждый из трех вариантов имеет недостатки - решайте сами, что хуже. Мне кажется, что в этой ситуации что Кудрин, что Путин, что Медведев - все сойдутся на том, что проще поднять пенсионный возраст.

«В здравоохранении - уделить внимание профилактике, оснастить клиники, реализовать программы ведения хронических больных. Это, по мнению составителей документа, позволит повысить продолжительность жизни с 72 до 76 лет». Фото Максима Платонова

Образование и здравоохранение вместо «оборонки»: что предлагает Кудрин

Стратегия Кудрина рассчитана на 6-летний срок нахождения на посту нового президента России, который начнется в 2018 году. Полная версия документа опубликована в статье «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики» в сентябрьском номере журнала «Вопросы экономики» . Ключевые ее моменты пересказывают «Ведомости» . Так, согласно мнению Кудрина, к 2035 году расходы государства превысят доходы настолько, что устойчивость бюджетной системы окажется под ударом. Динамика добычи нефти и газа будет падать, спрос на общественные услуги и госинвестиции - расти, население - стареть, соответственно, все больше денег будет требоваться на пенсии и медицину. Если ничего не менять, то ВВП даже в самые успешные годы будет расти не более чем на 2,5% и к 2035 году увеличится всего на 50% по сравнению с 2016-м.

Авторы стратегии предлагают перераспределить расходы в пользу тех, которые ускорят рост экономики и, соответственно, доходов. То есть вкладываться не в «оборонку», а в развитие человеческого капитала. В системе образования - реформировать начальную школу, введя подготовительные классы для 5-6-летних детей, ввести профильное образование для старшеклассников, создать сеть национальных исследовательских университетов, открыть не менее 300 колледжей высоких технологий и не менее 600 многопрофильных колледжей.

В здравоохранении - уделить внимание профилактике, оснастить клиники, реализовать программы ведения хронических больных. Это, по мнению составителей документа, позволит повысить продолжительность жизни с 72 до 76 лет, увеличить численность рабочей силы, а значит, и темпы производства.

«Еще одно ключевое предложение - реформировать систему социальной поддержки: распределять средства адресно, повысить пенсионный возраст и развивать накопительные системы добровольного пенсионного страхования». Фото kgzt.ru

Непроизводительные расходы, прежде всего на безопасность и оборону, Центр стратегических разработок предлагает снизить. Занятых в правоохранительной системе - сократить на четверть. Расходы на оборону, возросшие в последние 10 лет с 2,6% до 4,4% ВВП, - снизить до 2,8%.

Еще одно ключевое предложение - реформировать систему социальной поддержки: распределять средства адресно, повысить пенсионный возраст и развивать накопительные системы добровольного пенсионного страхования.

Дарья Турцева

Чья стратегия спасет Россию от кризиса?

«Кудринцы» против «титовцев», «борьба мозгов» – как только СМИ и политологи не называли две среднесрочные стратегии роста российской экономики. Создателями альтернативных путей выхода из кризиса стали бывший министр экономики, председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин и бизнес-омбудсмен Борис Титова. Кудрин представил свою стратегию в январе на Гайдаровском форуме, Борис Титов и соразработчики рассказали о своем видении на пресс–конференции в МИА «Россия сегодня» в среду. «ФедералПресс» разобрался, в чем различия и сходства этих программ по ключевым направлениям – и что ждет рядовых россиян в случае их реализации.

Стратегия Кудрина

Борис Титов уже назвал идеи Кудрина «ленивой экономикой» и «набором мифов». «Стратегия–2030», как ее называли изначально, сводится к режиму жесткой экономии, досконально просчитанного бюджета и государственного регулирования базовых макроэкономических показателей в целом. Тем не менее, стратегия не лишена заботы о людях – практически половина из предложенных мер приходится на социальный блок (образование, медицина, здравоохранение, кадровая политика).

При таком варианте страна получает доходы от экспорта нефти и другого сырья, однако при этом ей требуется жесткое таргетирование макроэкономических показателей, прежде всего инфляции. «Устойчивый экономический рост» – название выступления Алексея Кудрина на Гайдаровском форуме в этом году, и слово «устойчивый» стоит первым не случайно.

Про стратегию Кудрина не раз говорили – «если идеи Титова о том, как больше потратить, то идеи Кудрина – о том, как больше сэкономить». И в этой точке два конкурирующих лагеря так и не сошлись. Основной упрек в сторону Кудрина больше похож на поговорку «если ты такой умный, то почему ты такой бедный?». «Если посмотреть на динамику экономических показателей страны, то видно, что принятые под влиянием Кудрина решения не сработали», – упрекают ЦСР конкуренты. Впрочем, оценка деятельности действующего финэкономблока правительства – понятие относительное.

Столыпинский клуб

Если у Алексея Кудрина основной вектор программы носит скорее макроэкономический характер, затрагивая все сферы жизни, то подход Бориса Титова можно назвать бизнесоориентированным. Первоначально озвученный омбудсменом вариант носил достаточно категоричный характер (дайте дышать бизнесу, и жизнь наладится). Стимулировать рост ВВП предлагалось за счет целевых субсидий бизнесу и достаточно ощутимых денежных вливаний суммарно – около 1,5 трлн рублей в год.

Именно поэтому критики назвали предложения Столыпинского клуба «бешеным печатным станком». Также внутренняя финансовая политика страны предполагала, по мнению Столыпинского клуба, переход на дешевые кредиты, снижение налогового бремени, борьбу с олигополиями, развитие конкуренции и сокращение доли государства в экономике.

Однако источники среди разработчиков «Стратегии роста» ранее сообщали «ФедералПресс» – создание стратегии велось в условиях большого дефицита времени. Прописанные базовые пункты были опубликованы буквально через пару дней после их компоновки. Представленная сегодня Борисом Титовым стратегия выглядела куда более убедительной: да, она по–прежнему ориентирована на развитие бизнеса (от малого до крупного), однако ее создатели не стали расставлять акценты и приоритеты среди перечисленных мер.

«Эта программа не предусматривает резких движений. Все меры необходимо принимать комплексно и сразу», – подчеркнул соразработчик, научный руководитель Института экономики роста Яков Миркин в ходе презентации.

«ФедералПресс» сравнил подходы Центра стратегических разработок и Столыпинского клуба к решению ключевых проблем в экономике.

Проблема: инфляция в стране, темпы роста которой титаническими усилиями удалось сократить до 5, 4 %, отрицательная динамика ВВП

Решение:

– Кудрин и Центр стратегических разработок предлагают сдерживание инфляции путем жесткой монетарной политики ЦБ РФ. Искусственно поддерживать ее уровень на 4 % ежегодно планируется в том числе с помощью снижения расходов бюджета еще на 10 %. В результате предпринятых согласно предложенной стратегии мер ее разработчики ожидают роста ВВП к 2019 году выше 3 %, а к 2022 году – выше 4 %.

– Титов и Столыпинский клуб не видят смысла в инфляции как ключевом показателе вообще. По их мнению, значение этого показателя как лакмусовой бумажки экономики РФ переоценено, а меры, предлагаемые Кудриным, недееспособны – по данным Столыпинского клуба, инфляция в 2015 году не носила монетарного характера, и идеи конкурентов попросту не сработают. Для стимуляции же роста ВВП необходимо до 7,5 трлн рублей ежегодно, направленных приоритетно на малое и среднее предпринимательство, промышленный сектор и сельское хозяйство. Предпринятые усилия могут усилить рост ВВП кратно – в два, а то и в три раза к 2035 году, уверен Борис Титов.

Возможные последствия:

– Если решать проблему быстрых темпов роста инфляции государство будет методами Кудрина, россиян ждут труднодоступные потребительские и ипотечные кредиты для населения; бизнес – дорогие кредиты или их отсутствие. Причиной тому может стать высокая ключевая ставка ЦБ РФ, поддерживаемая на таком уровне и/или медленно снижаемая на протяжении долгого времени. Рискует стать отрицательным, стагнировать или остаться замедленным промпроизводство – бизнес будет придерживать имеющиеся свободные средства, либо работать «в ноль», не имея возможности инвестировать в НИОКР и увеличение мощностей.

– Главная опасность «метода Титова» – крайне высокая и быстро развивающаяся инфляция. Несмотря на то, что «Стратегия роста» подчеркивает, что эмиссия дензнаков ЦБ должна носить исключительно целевое назначение, высока вероятность, что часть направленных средств наверняка «прогорит». Тем не менее, бизнес действительно будет активно развиваться – другое дело, что на фоне низких реальных доходов населения в стране будет держаться по–прежнему маленький внутренний спрос. Сбалансируют ли экспортные льготы и дешевый рубль этот дисбаланс? Пока неясно.

Проблема: эффективность текущей денежно–кредитной политики государства под вопросом

Решение:

– По мнению Кудрина, в денежно-кредитной политике ключевым направлением является инфляция ниже 4 %. Поставлена задача выйти на этот показатель за три года, а в среднесрочной перспективе страна должна дойти до 2-2,5 %. Этого предполагается достичь за счет снижения стоимости финансовых ресурсов, и тем самым – создания основы для «длинных» денег, а также жесткой экономии.

– По мнению Столыпинского клуба, ключевую ставку ЦБ РФ необходимо уже в этом году снизить до 7-8 %, что даст дополнительный спрос на кредиты в 5 трлн рублей. Вместо отзывов лицензий необходимо ввести практику предупреждений по аналогии с ФАС (Федеральная антимонопольная служба), а вместо АСВ (Агентство страхования вкладов), «которое убивает» – создать «банк плохих долгов» для их реструктуризации. Рубль необходимо держать стабильно дешевым – и тогда на фоне низкого внутреннего спроса российские компании станут конкурентоспособны на экспортном направлении. Не факт, что позитив продлится на длительный срок.

Возможные последствия:

– В случае реализации сценария Кудрина жесткая экономия действительно будет чувствоваться: несколько снизятся комфорт и качество жизни населения; о резком росте производственных показателей и экспонентном росте экономики придется забыть. Однако если апеллировать к зарубежному опыту, такой вариант может дать положительный эффект для страны на долгосрочную перспективу. Так, США c помощью похожей политики справились с инфляцией, резко выросшей в стране в период с 1973 по 1981 годы. Проблема решилась с помощью крайне жесткой политики ФРС. Регулятор поднял ключевую ставку до рекордных 20 %, и инфляция упала с 12,5 % до 1 %. На фоне низких налогов ВВП страны вырос на 16,6 %, что стало трехлетним рекордом для страны.

– Меры, предлагаемые Борисом Титовым, неоднозначны: снижение ключевой ставки ЦБ РФ до 7–8 %, по прогнозам аналитиков, возможно уже до конца 2017 года на фоне стабильной экономической внутренней и внешней ситуации. В случае, если снижение будет произведено резко, оно даст некоторый толчок к увеличению активов банков и позволит активнее кредитоваться физлицам и корпоративному сектору. Подешевевшие кредиты будут стимулировать конечный спрос и потребление, что увеличит рост ВВП и стимулирует производство. Таким образом, эффект для российской экономики будет безусловно положительным.

А вот практика реструктуризации долгов банков вызывает вопросы и предсказать последствия крайне сложно. Что касается замены отзыва лицензий предупреждениями от ЦБ РФ, то данная практика уже действует в настоящий момент – банк–регулятор отзывает лицензии только в крайнем случае.

Проблема: государство так и не определилось, как именно необходимо реформировать налоговую систему

Решение:

– Кудрин не исключает повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для роста доходов госбюджета, так как правительство пока отказалось вводить дополнительную нагрузку на бизнес (по мнению главы Минфина России Антона Силуанова, налоговая система России после 2018 года должна быть стабильна в течение шести лет, чтобы инвесторы могли понимать условия работы в стране). В целом же ЦСР предлагает два сценария: первый предусматривает увеличение налогового перераспределения через рост ставок налогов в 2019 году. Второй – сохранение ставок налогов на нынешнем уровне, жесткая бюджетная консолидация и снижение всех госрасходов к 2025 году.

– По мнению Столыпинского клуба, государству необходим мягкий налоговый режим, который стимулирует новые производства и развитие уже существующих. Налог на прибыль всех компаний предполагается зафиксировать на уровне не выше 35 %, ввести налоговые каникулы сроком на пять дет для новых компаний, а для уже действующих компаний – засчитывать стоимость до 50 % от приобретенного нового оборудования в счет всех налогов. Доходы от реализации корпоративных и суверенных облигаций предлагается не облагать налогами вовсе. Также «столыпинцы» против прогрессивной шкалы НДФЛ, и даже напротив – ратуют за регрессивную.

Возможные последствия:

– В случае реализации сценария Кудрина, рост налогов в теории действительно позволит увеличить расходы на здравоохранение, образование и экологию. Тем не менее, дополнить рост налогов планируется сокращением бюджетных расходов на социальную политику, национальную оборону и безопасность, а также ЖКХ. В варианте с бюджетной консолидацией более жестко урезается статья «национальная экономика», и мягче – силовые блоки. Фактически ЦСР перекладывает на плечи рядовых россиян поддержку промышленности – и это грозит недовольством людей: изъятия из своего кармана почувствовать легко, а вот рост промпроизводства в масштабах всей страны – нет.

– При мягкой налоговой политике, предлагаемой Титовым, бизнес действительно почувствует себя комфортно, что может повлечь за собой развитие конкуренции, снижение цен на продукцию и стимулирование спроса на нее, а также рост рабочих мест и развитие многих отраслей промышленного сектора экономики за счет общего синергетического эффекта. Однако возможен и одновременно негативный для рядового россиянина эффект: доходы национальной казны сократятся (а положительные последствия для казны, скорее всего, наступят по прошествии времени), что повлечет за собой сокращение расходов. Учитывая, что внешнеполитическая обстановка не располагает к сокращению оборонных расходов, под нож, скорее всего, попадут социальные направления.

Проблема: низкая производительность труда и дефицит трудовых ресурсов

Решение:

– По мнению Алексея Кудрина и ЦСР, в стране грядут демографические изменения – ожидается снижение числа трудоспособного населения РФ. В качестве меры, призванной преломить ситуацию, предлагается повышение пенсионного возраста: женщинам – до 63 лет, мужчинам – до 65 лет.

– По мнению Бориса Титова и Столыпинского клуба, дефицит трудовых ресурсов не является серьезным сдерживающим фактором развития экономики. Из 142 млн человек доля трудоспособного населения – 70 млн, и разработчики «Стратегии роста» считают, что проблема лежит в неэффективной структуре занятости – стране необходимо переквалифицировать людей, в том числе – бюджетников.

Возможные последствия:

– В случае реализации сценария Кудрина государство сэкономит долю средств на пенсионных выплатах (напоминаем, что с 2014 года из Пенсионной системы РФ государство изъяло накопления россиян за два года). Граждане будут вынуждены работать лишние три–пять лет.

– Сценарий, предложенный Титовым, при внешнем отличие схож по последствиям с кудринским: государству в любом случае придется выделять средства на переквалификацию людей, а вот продлится ли после этого их трудовой стаж (у кого и по каким специальностям) – неясно.

Продолжение следует: читайте на «ФедералПресс» мнения ведущих экспертов о соревновании экономических стратегий.

МОСКВА, 31 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Стратегия экономического развития РФ на 2018-2024 годы, подготовленная Центром стратегических разработок (ЦСР) во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным, является одной из предлагаемых сейчас программ долгосрочного развития экономики РФ.

К главным угрозам ЦСР относит потерю Россией статуса технологической державы, замедление темпов роста экономики по сравнению с мировыми, снижение обороноспособности и невозможность обеспечить гражданам достойную жизнь. Важна и технологическая отсталость страны по сравнению с развитыми государствами. На сегодняшний день удельный вес организаций, занимающихся техническими инновациями, в РФ не превышает 8,3%, тогда как в Германии он составляет 55%, в Италии - 41,5%, в Эстонии - 38,4%. На 10 тысяч российских работников приходится всего два многофункциональных робота, тогда как в Южной Корее – 448, в Германии – 292, в США – 164.

Не менее серьезны стоящие перед страной демографические вызовы. Если в 1970 году соотношение пенсионеров и работающих составляло 1:4, а в 1989-м – 1:3, то в 2019 году оно сократится до 1:2, а в 2044-м на одного пенсионера будут приходиться всего 1,5 работающего.

Авторы доклада отмечают снижение качества госуправления – с 2003 года число функций федеральных органов исполнительной власти увеличилось вдвое. Ежегодно проводится 2 млн проверок, по которым лишь в 8% случаев выявляются нарушения, предоставляющие реальную угрозу. Всего 1% проверок зафиксировал фактический вред.

На период с 2018 по 2024 год программа Кудрина ставит три приоритета – технологическое развитие, человеческий капитал и современное государство. Работа по ним должна идти по 14 программам, посвященным глобализации, развитию технологий, соцподдержке незащищенных категорий населения, здоровью граждан, формированию городской среды и трансформации госуправления. Внутри программы делятся на 62 блока и более 360 конкретных мер.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целевые ориентиры, к которым в результате новаций должно прийти государство – рост ВВП с нынешних 1,6% до 4,2% в 2026 году и увеличение потребления домохозяйств с 2% до 4,1% к 2028 году.

Одним удвоением несырьевого экспорта к 2024 году, как предполагает программа ЦСР, в среднесрочной перспективе добиться заявленных темпов роста ВВП в 3,5-4% не удастся. Понадобится экспансия на новые рынки, для чего нужно развивать сотрудничество как со странами АТР, так и с ЕС. Необходимые условия для экспортного бума – либерализация валютного регулирования и отмена валютного контроля, упрощение административных процедур и помощь в оценке рисков для экспортеров, снятие ряда таможенных ограничений. Присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития "по Кудрину" планируется в 2024 году.

Важным драйвером роста экономики на фоне сокращения трудоспособного населения станет рост производительности труда. Она должна вырасти втрое, если брать за основу показатели 2002 года. Этому будет способствовать технологический прорыв, который предполагается осуществлять за счет модернизации традиционных отраслей и запуска передовых производств. Планируется развивать такие секторы, как постуглеродная энергетика, биотехнологии, новая микроэлектроника, а также по возможности переходить на цифровые решения, позволяющие механизировать рутинный труд. Доля машин и оборудования в российском экспорте должна вырасти с 8,3% в 2016 году до 13% в 2024 году.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Ключевым приоритетом программы Центра стратегических разработок (ЦСР) является акцент на развитии человеческого капитала, в частности, увеличение вложений в системы образование и здравоохранения, которые еще предстоит обновить, констатирует завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им.Г.В.Плеханова Руслан Абрамов. "В комплексе с этими мерами идет повышение качества государственного управления и инвестиции в высокотехнологичный сектор. Без этого, по мнению авторов, невозможны ни новый экономический рост, ни улучшение жизни граждан", - отметил он.

Так, авторы программы предлагают увеличить затраты на образование и инфраструктуру по 0,8 п.п. от ВВП, на здравоохранение – на 0,7 п.п. от ВВП. За семь лет они вырастут на 60-80% при условии сохранения текущих цен. Расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность за те же семь лет предлагается сократить на 5%, а расходы на национальную оборону увеличить на 10%.

Главный приоритет социальной политики в программе ЦСР – снижение бедности. Предполагается увеличение страховой пенсии в реальном выражении к 2024 году на 30%, а коэффициент замещения пенсии к средней зарплате сохранится на текущем уровне в 34%. Программу материнского капитала предлагается расширить, разрешив малоимущим использовать средства на покрытие текущих расходов. Будет создана система региональных пособий для бедных семей с детьми. Благодаря этим мерам, уровень бедности семей с детьми через семь лет существенно сократится.

Человеческий капитал позволит России достичь оптимальных темпов экономического роста, согласен замдиректора НИИ "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. Необходимо вовлечь в производственный процесс неиспользованные человеческие ресурсы – жителей регионов, где рабочих мест не хватает, пенсионеров, инвалидов, удаленных работников. Людям необходимо оказывать помощь в переобучении, переезде на новое место жительства, где для них следует создать фонд недорогого съемного жилья. Для этого необходимо улучшать инфраструктуру крупных городов, генерируя там инновационные центры, создавать кластеры, позволяющие задействовать жителей близлежащих областей. "Внутри страны, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, вполне можно развить еще 3-4 подобных кластера", - считает эксперт.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТ ТИТОВА

Одна из предложенных программе Кудрина альтернатив – программа бизнес-омбудсмена, председателя президиума "Столыпинского клуба" Бориса Титова. Основная сфера противоречий двух программ - проводимая Банком России политика, которую Кудрин в целом поддерживает, а вот Титов выступает против "фетиша низкой инфляции при отсутствии экономического роста" и предлагает регулятору таргетировать не только рост цен, но и рост экономики. Из этой же области - расширение денежного предложения, иными словами - запуск некоего аналога западных "программ количественного смягчения", за что выступают "столыпинцы". "Кудринцы", напротив, считают это неприемлемым, заявляя, что в российской действительности это лишь ускорит инфляцию.

"Обе программы исходят из общих предпосылок: времени нет, пора действовать. Общими же являются пункты, касающиеся институтов развития, судебной реформы, преобразований в сфере контрольно-надзорных функций", - отмечает в этой связи Абрамов.

По его словам, различие состоит в том, что программа Титова носит прикладной характер. Ее горизонт планирования определяется оценкой сроков внедрения тех или иных технологических и бизнес-решений. ЦСР же предлагает стратегическое целеполагание – отвечает на вопрос, куда мы хотим прийти. Конкретные же механизмы достижения цели могут меняться по мере продвижения к ней. В этом специфика современного быстроменяющегося мира.

По мнению Миронова, обе программы в конечном итоге могут слиться в одну под видом разных сценариев. Вариантов развития событий с учетом цен на нефть, позиции инвесторов, геополитических неожиданностей много, но они вполне укладываются в одну из двух обсуждаемых сейчас стратегий, которая, в конечном итоге, еще будет доработана.