С 1 июля 2017 года установлен новый минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) – 7 800 руб. Поправки внесены Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». МРОТ применяется для определения размеров заработной платы, а также пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. В связи с этим напомним, как изменение МРОТ повлияет на размеры заработной платы и пособий.

Размер заработной платы

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

К сведению: порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 ТК РФ). В настоящее время такой федеральный закон не принят.

МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается:

    организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    другими работодателями – за счет собственных средств.

Обратите внимание: месячная работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Отметим, что заработная плата согласно ст. 129 ТК РФ включает в себя:

    вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы;

    компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

    стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты).

Таким образом, общая сумма заработной платы, включающая в себя все вышеперечисленные элементы, должна быть не ниже МРОТ.

Пример 1.

Должностной оклад работника составляет 4 200 руб. Кроме того, сотруднику выплачиваются ежемесячная премия в размере 50% должностного оклада (2 100 руб.), а также надбавка за работу во вредных условиях труда в размере 1 200 руб. Сотрудник отработал полностью июль. В каком размере необходимо выплатить ему заработную плату?

Заработная плата сотрудника за июль 2017 года будет равна 7 500 руб. (4 200 + 2 100 + 1 200). Отметим, что до 01.07.2017 МРОТ составлял 7 500 руб., а значит, заработная плата сотрудника была в рамках разрешенного размера. Начиная с 01.07.2017 заработная плата сотрудника ниже МРОТ (7 800 руб.), а это недопустимо. Следовательно, учреждению необходимо пересмотреть размер заработной платы и увеличить его до 7 800 руб., а за июль работнику нужно произвести доплату в размере 300 руб. (7 800 - 7 500).

Пример 2.

Должностной оклад работника составляет 5 000 руб. Кроме того, ему выплачивается ежемесячная премия в размере 50% должностного оклада (2 500 руб.). Добавим, сотрудник находился в ежегодном отпуске с 01.07.2017 по 14.07.2017 (14 календарных дней). В каком размере ему необходимо выплатить заработную плату?

Согласно производственному календарю на 2017 год в июле 21 рабочий день. Сотрудник же отработал 11 рабочих дней, так как с 01.07.2017 по 14.07.2017 он находился в ежегодном отпуске. Итак, его заработная плата за июль 2017 года составит 3 928,56 руб. (5 000 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн. + 2 500 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн.).

При этом заработная плата сотрудника за отработанные дни в июле не может быть ниже 4 085,71 руб. (7 800 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн.). Следовательно, сотруднику необходимо доплатить 157,15 руб. (4 085,71 - 3 928,56).

Если сотруднику установлен режим неполного рабочего времени…

Статьей 93 ТК РФ предусмотрено, что по соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Следовательно, его заработную плату необходимо сравнивать с МРОТ, исчисленным пропорционально установленному времени работы.

Приведем примеры.

Пример 3.

По соглашению между работодателем и сотрудником последнему установлен режим неполного рабочего времени: 30 часов в неделю. В самом учреждении действует пятидневная рабочая неделя (40 часов в неделю). Должностной оклад сотрудника составляет 5 000 руб. Кроме того, ему полагается ежемесячная премия в размере 50% оклада (2 500 руб.). Сотрудник полностью отработал июль. Рассчитаем размер заработной платы, которую необходимо выплатить ему за июль 2017 года.

Согласно производственному календарю на 2017 год норма рабочего времени за июль составляет 168 часов при 40-часовой рабочей неделе, норма рабочего времени этого сотрудника – 126 часов, так как он работает на условиях неполного рабочего времени.

Размер заработной платы сотрудника за июль 2017 года будет равен 5 625 руб. (5 000 руб. / 168 ч x 126 ч + 1 875 руб.), где 1 875 руб. – размер ежемесячной премии, которая рассчитана пропорционально отработанному сотрудником времени (5 000 руб. x 50% / 168 ч x 126 ч).

Заработная плата сотрудника за месяц не может быть менее 5 850 руб. (7 800 руб. / 168 ч x 126 ч).

Следовательно, работодатель должен произвести сотруднику доплату в размере 225 руб. (5 850 - 5 625).

Если сотрудник работает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…

В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Пример 4.

Должностной оклад работника составляет 5 000 руб. Кроме того, ему выплачивается ежемесячная премия в размере 50% должностного оклада (2 500 руб.). Сотрудник работает в учреждении, которое расположено в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На данной территории применяется районный коэффициент, равный 1,2. Также сотруднику полагается процентная надбавка в размере 10% оклада. Рассчитаем его заработную плату за июль 2017 года.

Итак, заработная плата сотрудника составит 9 750 руб. (7 500 руб. x 1,2 + 7 500 руб. x 10%). Полученную заработную плату необходимо сравнить с МРОТ.

При этом нужно учитывать разъяснения арбитров, которые представлены в Обзоре ВС РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014 (далее – Обзор ВС РФ от 26.02.2014). В этом обзоре Президиум ВС РФ указал, что к заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности, установленной в размере МРОТ, применяются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.

Следовательно, заработную плату данного сотрудника необходимо сравнить с МРОТ, на который сначала нужно начислить районный коэффициент и процентную надбавку. Итак, МРОТ будет равен 10 140 руб. (7 800 руб. x 1,2 + 7 800 руб. x 10%). Таким образом, МРОТ оказался больше, чем начисленная сотруднику заработанная плата за полностью отработанный им месяц. Это значит, что работнику надо доплатить 390 руб. (10 140 - 9 750).

Обратите внимание: согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении Разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В него включаются заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное им время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации.

Пример 5.

Воспользуемся условиями примера 3. Предположим, что учреждение расположено в районе, где установлен районный коэффициент в размере 1,2, и сотруднику за стаж работы положена процентная надбавка, равная 10%. Учреждение находится в субъекте РФ, где установлен региональный МРОТ в размере 9 200 руб., в который входят компенсационные выплаты и доплаты. Рассчитаем размер необходимой данному сотруднику доплаты.

Рассчитаем заработную плату сотрудника за июль. Она будет равна 7 312,50 руб. (5 625 руб. x 1,2 + 5 625 руб. x 10%).

Из расчета регионального МРОТ минимальная величина заработной платы сотрудника за фактически отработанное им время будет равна 6 900 руб. (9 200 руб. / 168 ч x 126 ч).

Обратим ваше внимание, что согласно разъяснениям, приведенным в Обзоре ВС РФ от 26.02.2014, районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются на МРОТ, установленный в субъекте РФ, если заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная посредством начисления на МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки, превышает МРОТ в субъекте РФ.

Исходя из разъяснений Президиума ВС РФ и на основании вычислений выходит, что заработная плата, рассчитанная с применением федерального МРОТ, больше, чем сумма, установленная региональным соглашением. Значит, МРОТ, предусмотренный региональным соглашением, в данном случае не применяется. Следовательно, сотруднику необходимо доплатить 292,50 руб. (7 605 - 7 312,50).

Обратите внимание: за установление зарплаты в размере менее МРОТ предусмотрена административная ответственность (ч. 6 ст. 5.27 ­КоАП РФ):

  • для должностных лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Изменение МРОТ и расчет пособий

Порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет установлен Федеральным законом № 255-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 14 этого закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Отметим, что ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлены случаи, когда средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, предусмотренному федеральным законом на день наступления страхового случая:

    если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 данной статьи, не имело заработка (то есть за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая);

    если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, обозначенные в ч. 1, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

Обратите внимание: из части 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что в вышеперечисленных случаях при изменении МРОТ пособия не пересчитываются, так как МРОТ определяется на день наступления страхового случая .

Отметим, в ч. 7 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ сказано, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. В настоящее время они установлены Положением № 375. Этим положением также закреплены случаи, когда средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, кроме указанных выше случаев (п. 11(1) данного положения полностью повторяет ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ):

    страховой стаж работника составляет менее шести месяцев (п. 20 Положения № 375);

    у работника есть основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (п. 22 Положения № 375).

При этом п. 20 Положения № 375 необходимо применять в совокупности со следующими нормами:

    застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом, а в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов (ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ);

    застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом, а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом данных коэффициентов (ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).

Обратите внимание: из совокупности норм п. 20 Положения № 375, ч. 6 ст. 7 и ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что при изменении МРОТ необходимо пересчитать вышеуказанные пособия, поскольку в этих нормах не сказано, на какую дату определяется МРОТ.

Приведем примеры расчета пособий.

Пособие по временной нетрудоспособности при стаже менее шести месяцев

Пример 6.

Сотрудник работает в организации с 01.04.2017. Это его первое место работы, соответственно, страховой стаж составляет менее шести месяцев. С 28 июня по 6 июля 2017 года (9 календарных дней) сотрудник был на больничном. Его должностной оклад – 30 000 руб. Рассчитаем сумму пособия по временной нетрудоспособности.

В расчетном периоде у сотрудника нет заработка, его страховой стаж составляет менее шести месяцев. Следовательно, сначала рассчитаем средний дневной заработок исходя из МРОТ на дату начала заболевания. МРОТ на 28.06.2017 составляет 7 500 руб. Таким образом, фактический средний дневной заработок будет равен 246,58 руб. (7 500 руб. х 24 мес. / 730 дн.).

Размер дневного пособия составит 147,95 руб. (246,58 руб. х 60%), где 60% – размер среднего заработка, так как застрахованное лицо имеет страховой стаж менее пяти лет (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ).

Размер дневного пособия необходимо сравнить с максимальными дневными пособиями исходя из МРОТ в июне и июле. Максимальное дневное пособие в июне – 250 руб. (7 500 руб. / 30 кал. дн.), в июле – 251,61 руб. (7 800 руб. / 31 кал. дн.). Таким образом, фактическое дневное пособие меньше обеих величин. Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности нужно рассчитать из фактического размера дневного пособия. Оно будет равно 1 331,55 руб. (147,95 руб. х 9 кал. дн.).

Пособие по беременности и родам

Пример 7.

Сотрудница работает в организации с 01.03.2017. Это ее первое место работы, соответственно, страховой стаж составляет менее шести месяцев. С 15 июня по 1 ноября 2017 года (140 календарных дней) сотрудница оформила отпуск по беременности и родам. Ее должностной оклад – 30 000 руб. Рассчитаем размер пособия по беременности и родам.

В расчетном периоде у сотрудницы нет заработка. Кроме того, ее страховой стаж составляет менее шести месяцев. Следовательно, согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности будет рассчитываться исходя из МРОТ. Средний дневной заработок на день наступления страхового случая – 246,58 руб. (7 500 руб. х 24 мес. / 730 дн.). Поскольку стаж сотрудницы составляет менее шести месяцев, при расчете размера пособия за каждый месяц декретного отпуска средний дневной заработок надо сравнивать с максимальной величиной пособия за день.

Размеры дневного пособия, исходя из которого оплачивается отпуск по беременности и родам, представлены в таблице.

Число дней в месяце

250
(7 500 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 250)

241,94
(7 500 руб. / 31 дн.)

241,94
(246,58 > 241,94)

241,94
(7 500 руб. / 31 дн.)

241,94
(246,58 > 241,94)

Сентябрь

250
(7 500 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 250)

241,94
(7 500 руб. / 31 дн.)

241,94
(246,58 > 241,94)

250
(7 500 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 250)

Сумма пособия по беременности и родам составит 34 089,40 руб., в том числе:

    за июль – 7 500 руб. (в размере МРОТ);

    за август – 7 500 руб. (в размере МРОТ);

    за октябрь – 7 500,14 руб. (241,94 руб. x 31 дн.);

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 255-ФЗ). Следовательно, на момент ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам ей было назначено и выплачено пособие в размере 33 847,46 руб.

С 01.07.2017 МРОТ увеличился и стал равен 7 800 руб. Значит, необходимо пересчитать пособие по беременности и родам с названной даты. Итак, надо сравнить дневное пособие в размере 246,58 руб. с максимальным дневным пособием исходя из нового МРОТ.

Месяц, на который приходится отпуск по беременности и родам

Число дней в месяце

Минимальный средний дневной заработок, руб.

Максимальный размер пособия за день отпуска, руб.

Средний дневной заработок, принимаемый для расчета пособия, руб.

251,61
(7 800 руб. / 31 дн.)

246,58
(246,58 < 251,61)

251,61
(7 800 руб. / 31 дн.)

246,58
(246,58 < 251,61)

Сентябрь

260
(7 800 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 260)

251,61
(7 800 руб. / 31 дн.)

246,58
(246,58 < 251,61)

260
(7 800 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 260)

Сумма пособия по беременности и родам составит 34 521,20 руб., в том числе:

    за июль – 7 643,98 руб. (246,58 руб. x 31 дн.);

    за август – 7 643,98 руб. (246,58 руб. x 31 дн.);

    за сентябрь – 7 397,40 руб. (246,58 руб. x 30 дн.);

    за октябрь – 7 643,98 руб. (246,58 руб. x 31 дн.);

    за ноябрь – 246,58 руб. (246,58 руб. х 1 дн.).

Сотруднице необходимо доплатить 431,80 руб. (34 521,20 - 34 089,40).

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет

Данное пособие также рассчитывается исходя из среднего заработка сотрудника. Далее средний дневной заработок умножается на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка сотрудника. При этом данное пособие не может быть меньше установленных минимальных размеров. Итак, с 01.02.2017 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

    минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком – 3 065,69 руб.;

    минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб.

Таким образом, если стаж сотрудника составляет менее шести месяцев, средний заработок принимается равным МРОТ. При этом МРОТ определяется на дату начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

В заключение еще раз обратим ваше внимание, что с 01.07.2017 МРОТ увеличился и стал равным 7 800 руб. В связи с этим, если заработная плата сотрудника составляет менее МРОТ за полностью отработанный месяц, необходимо произвести ему доплату. В противном случае работодателя можно привлечь к административной ответственности. Кроме того, нужно сделать пересчет соответствующих пособий, выплачиваемых сотрудникам, страховой стаж которых составляет менее шести месяцев.

МРОТ — аббревиатура, которая расшифровывается как «минимальный размер оплаты труда». Другими словами, это установленный минимум заработной платы, ниже которой ни один работодатель РФ не может установить своему сотруднику за полный календарный месяц и выполнение установленных плановых показателей.

Кто устанавливает минимальную планку?

Размер минимальной заработной платы устанавливают на Федеральном уровне, однако зачастую регионы вводят свои нормативы. Единственный нюанс — введенный МРОТ не может быть ниже федерального. На 1 января 2018 Правительством установлен МРОТ в размере 9 489 рублей. К примеру, региональный столичный показатель отличается и составляет 18 742 рублей, а в Севастополе — равен федеральному. Норматив пересматривается в среднем 1-2 раза в год, повышение минимального размера оплаты по стране планируется уже с 1 мая 2018.

Что в него входит?

МРОТ является залогом того, что сотрудник за отработанный месяц получит определенную сумму, приближенную к прожиточному минимуму. В норматив МРОТ входит:

1. вознаграждение за труд, учитывая квалификацию, сложность, условий и времени работы;

2. различные компенсации;

3. премиальные выплаты;

4. доплаты.

Обращаем внимание, что подработка и выполнение дополнительных обязанностей не входит в показатель МРОТ. То есть вся переработка, а также дополнительные выплаты за ночные смены оплачиваются отдельно, исходя из следующих правил: первые два часа — полуторакратный размер установленного сотруднику оклада, начиная с третьего — в двойном размере. Помимо материального вознаграждения, по желанию сотрудника, все переработки могут быть заменены днями дополнительного отдыха.

Законодательство и наказания

Нормативы, которыми регулируется МРОТ, описаны в Трудовом кодексе РФ, к тому же периодически выпускаются законы и подзаконные акты, регламентирующие вводимые изменения. Базовый оклад не может быть ниже МРОТ, поэтому если Вы понимаете, что руководитель нарушает Ваши права, следуют обращаться в трудовую инспекцию(это не сфера влияния прокуратуры). Нарушения караются существенными штрафами, на время разбирательств деятельность компании могут приостановить.

На практике обращений не так много, поскольку еще существуют компании, выплачивающие зарплату «в конверте». Обратившись с иском, сотрудник такой организации рискует остаться без серой части своего заработка — обычно именно так платится премиальная часть.

Уровень экономической обстановки на территории России определяется многими факторами. От финансовой стабильности страны зависит благополучие каждого из нас. Одним из главных показателей по закону является минимальный размер оплаты труда. МРОТ - что это такое простыми словами?

Как расшифровывается МРОТ?

Данное понятие необходимо для того, чтобы верно рассчитывать сумму налоговых сборов, взысканий, неустоек и прочих платежей. Простыми словами, это принятый правительством РФ минимум, который каждое из предприятий обязано уплатить своему работнику за отработанный месяц.

Каждый сотрудник должен знать размер своей заработной платы, так как это и есть своеобразное свидетельство того, что меньше этой суммы он не получит за проработанный период. Согласно закону, работодателю нельзя начислять зарплату ниже этого показателя. Если предприятие все же заплатило меньше МРОТ, то ему грозит как административная, так и уголовная ответственность.

Назначения и правила применения

В России МРОТ применяется для решения таких главных задач, как:

  • контролирование и корректирование уровня заработной платы;
  • установление суммы денежных пособий (социальных выплат и льгот);
  • оценивание прав тех групп граждан, которые застрахованы на пенсионном обеспечении.

Кроме этого, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют свою деятельность, вносят определенные страховые взносы, исходя из МРОТ. Это означает, что при увеличении прожиточного минимума в стране вслед за ним растет не только размер заработных плат, но и также повышается величина отчислений, что ведет к поднятию цен.

Расшифровывается МРОТ как определенный показатель, влияющий на сумму штрафов и налогов. Помимо этого, минимальный размер прожиточного минимума применяется в следующих кодексах:

  1. Налоговый.
  2. Гражданский.
  3. Административный.

Во всех законодательных актах он используется на начальном уровне, в отношении которого формируются все денежные штрафы.

Как определяется показатель?

Постановление о принимается на правительственном уровне. Региональные органы вправе принимать решения об увеличении суммы минимальных выплат, но она не может быть меньше уже установленной.

МРОТ периодически регулируются в зависимости от повышения общего индекса цен на товары и сервис. Минимальный размер оплаты труда по годам в идеале не должен быть ниже минимального уровня дохода в районе для работающего населения.

Основной резерв — это собственные средства частного предприятия. Для государственных учреждений источником дохода служит бюджет определенного уровня (федеральный, местный).

Общегосударственный минимум оплаты труда устанавливается парламентом Российской Федерации (является представительным и законодательным органом), подписывается президентом, и этот документ получает силу федерального законодательного акта. В субъектах МРОТ определяется трехсторонним соглашением. Его разрабатывают, исходя из общего решения, а затем утверждают:

  • высший исполнительный коллегиальный орган государственного управления или администрация региона;
  • профессиональный союз или другое объединение от работников;
  • общероссийская общественная организация, представляющая интересы деловых кругов.

После оглашения договоренности в региональных СМИ работодатели вправе выразить свою отрицательную оценку, написав письменное заявление в областную администрацию.

Если в определенный период предприятие не высказывает своего мнения по данному вопросу, то это расценивается как принятие ситуации. В действительности такие случаи происходят редко.

Что входит в оплату труда?

Как расшифровывается МРОТ? В России это наименьшая величина денежных выплат неквалифицированному сотруднику за полностью отработанный месяц. При этом работа обязана выполняться в хороших условиях. В ТК Российской Федерации установлены следующие составляющие этого минимума:

  1. Денежные выплаты за его труд, учитывающие профессиональные навыки и знания сотрудника.
  2. Дополнительные выплаты за несоответствия, которые противоречат стандартным условиям трудовой деятельности (северная местность, радиационная зона).
  3. Премии и стимулирующие поощрения.

За дополнительную загруженность подобает отдельная выплата. Оплата работы по совместительству либо на полторы ставки не обязана составлять МРОТ. Минимальный размер оплаты должен рассчитываться с учетом дополнительной нагрузки.

Праздники и работа в ночные смены

Сверхурочные переработки не включаются в МРОТ. Трудовым кодексом установлена оплата за выход работника вне своего графика. Статьей 152 определена выплата за переработку (первые два часа стоят в полтора раза дороже, последующие часы рассчитываются увеличением в два раза). По желанию работника денежное вознаграждение может быть дополнительным выходным.

Определяет особенности оплаты в выходные дни и праздники.

Юридические аспекты

Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" был принят 19 июня 2000 года. В законодательных актах прописывалось, что с 1 июля МРОТ составлял 132 рубля, с первого января 2001 года - двести рублей, а в 2017 году - 7 800 рублей. За соблюдением законного минимума наблюдают вышестоящие органы управления:

  • прокуратура;
  • налоговая инспекция;
  • трудовая инспекция;
  • фонд социального страхования.

При выявлении правонарушения к работодателю применяется система штрафов. Их структура и последовательность действия зарегистрированы в Административном кодексе Российской Федерации. Санкциям подвергается управляющий компанией или само предприятие. Организации и директору назначается штраф, предпринимателей принуждают вносить платежи или прекратить деятельность на определенный срок.

Новый МРОТ

Рассмотрим самые высокие и низкие денежные выплаты по субъектам России на 2017 год. МРОТ с первого января повысился до семи тысяч восьмисот рублей. Такой же суммы придерживаются в большинстве городских округов.

Существуют регионы с МРОТ выше, чем семь тысяч восемьсот рублей, например:

  1. Брянская и Владимирская области повысили показатель до восьми тысяч пятисот рублей.
  2. Курская область - девять тысяч восемьсот рублей.
  3. Москва - семнадцать тысяч пятьсот рублей.
  4. Московская область - тринадцать тысяч семьсот рублей.
  5. Рязанская и Тамбовская область - восемь тысяч триста рублей.
  6. Ярославская область - десять тысяч рублей.
  7. Красноярский край — от десяти тысяч пятисот рублей до двадцати семи тысяч семисот рублей.

В Орловской области повысился минимальный показатель оплаты труда до десяти тысяч рублей. А в Тульской области МРОТ увеличился на пять тысяч двести рублей.

Стоит отметить, что во всем Сибирском регионе МРОТ выше стандарта, установленного государством.

Повышение

Первого января следующего года произойдет традиционное увеличение минимального размера оплаты труда. Документ, который регулирует внесение корректировок в федеральный закон, опубликован 11 сентября 2017 года. Законопроект будет вынесен на рассмотрение в Госдуму совместно с проектом бюджета Российской Федерации на 2018-2020 годы. По мнению ряда знатоков в данной области, существует большая вероятность, что документ будет утвержден.

Повышение МРОТ в 2018 году будет значительным. Он должен составить восемьдесят пять процентов от прожиточного минимума. А с 2019 года МРОТ от ценовой оценки потребительской корзины должен составить сто процентов.

Таким образом, минимальный размер оплаты в России должен повыситься на двадцать один процент (9 489 рублей). Поэтому увеличение МРОТ повлечет за собой повышение зарплат сотрудников региональных предприятий.

В чем разница между МРОТ и прожиточным минимумом?

Эти понятия часто возникают в жизни каждого гражданина РФ. Первый термин охватывает только трудоустроенных людей, а прожиточный минимум определен для всех категорий населения. В каждом городском округе фиксируются свои величины в отношении этих двух терминов, но они не могут быть ниже нормы, установленной государством. В жизни получается так, что размер прожиточного минимума больше, чем МРОТ. В связи с этим можно сделать вывод, что гражданин не всегда получает ту выплату, которой хватает на оплату всех нужд.

Таким образом, МРОТ расшифровывается как минимальный размер дохода. Он служит основой для начисления налогов и льгот. Размер прожиточного минимума утверждает государство. Устанавливают такой коэффициент в отдельности на каждого гражданина:

  • пенсионера;
  • ребенка;
  • работоспособного гражданина.

Соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом

За первые полгода две тысячи семнадцатого года величина прожиточного минимума составляет:

  1. Для работающего населения - 10 404 рубля.
  2. Для людей пенсионного возраста - 7 916 рублей.
  3. Для детей - 9 489 рублей.
  4. Средний показатель - 9 662 рубля.

Минимальный размер оплаты труда за последние несколько лет составлял:

  • в 2013 году - пять тысяч двести рублей;
  • в 2014 году - пять тысяч пятьсот рублей;
  • в 2017 году - семь тысяч восемьсот рублей.

Согласно приведенным показателям, можно сделать вывод, что МРОТ несколько меньше прожиточного минимума. В России планируется постепенное увеличение МЗП (минимальная позволит снизить разницу между ними. Самый высокий коэффициент оплаты труда утвержден во Франции, Нидерландах.

После повышения размера федерального МРОТ постоянно ведутся споры между работодателями и подчиненными относительно величины заработной платы. Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ, ежемесячная зарплата работника, отработавшего полный месяц (выполнившего норму рабочего времени и нормы труда), не должна оказаться ниже федерального МРОТ, сумма которого с 1 мая составляет 11 163 рубля. Ни в одном Положении ТК РФ не говорится о том, что должен достигать величины федерального МРОТ оклад как составная часть месячной зарплаты, установленной нанимателем. О том, какие выплаты учитываются и не принимаются во внимание при доведение зарплаты до МРОТ, мы расскажем в статье.

Доведение зарплаты до МРОТ – какие следует произвести доплаты к заработной плате

Важно! Месячная заработная плата, включающая в себя оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты, не должна оказаться ниже федерального МРОТ в случае, если трудящийся отработал месяц полностью – выполнил норму труда и рабочего времени.

Разберем пример с выплатой минимальной зарплаты в столице России – Москве. В столичных учреждениях, согласно п. 3.1.3 Московского трехстороннего соглашения на 2016-2019 годы от 15.12.2015 между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и работодателей, при доведении заработной платы до МРОТ не учитываются выплаты, начисленные в соответствии со , –154 ТК РФ .

Не будут приняты во внимание: (нажмите для раскрытия)

  • доплата за выход на рабочее место в нерабочий праздничный день;
  • процентные надбавки за трудовой стаж в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также районные коэффициенты;
  • оплата работы по совместительству;
  • доплата за совмещение должностей (расширение зон обслуживания и т.д.);
  • оплата сверхурочной работы;
  • прочие начисления, утвержденные на уровне субъекта РФ, в котором обозначен собственный МРОТ.

Доведение зарплаты до МРОТ – какие компенсационные выплаты не могут учитываться, если величина должностного оклада составляет 6 тысяч рублей

Нельзя учитывать выплаты социального характера, поскольку их выплата никак не связана с оплатой труда, качеством выполненной работы:

  • премии из средств экономии фонда оплаты труда;
  • материальная помощь;
  • разовые выплаты к юбилею, единовременные премии;
  • прочие выплаты поощрительного характера, предоставление которых оговорено коллективным договором.

Повышенная оплата за работу в ночное время не может быть учтена при доведении заработной платы до федерального МРОТ.

Доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основных трудовых функций, за увеличение объема выполненной работы, за расширение зон обслуживания, а также за совмещение должностей и профессий также не принимаются во внимание при доведении зарплаты до МРОТ. Объясняется это следующим образом – работник имеет право согласиться на выполнение дополнительных обязанностей за дополнительную плату, при этом продолжая выполнять свои должностные функции, и эта доплата полагается ему за выполнение другой работы, выполняемой сверх взятых на себя обязанностей (ст. 151 ТК РФ). А поскольку доплата выдается за иную работу, не ту, за которую выплачивается основная заработная плата, то и учитывать 2 различные выплаты вместе нельзя.

Оплата работы по совместительству не учитывается при доведении заработной платы до федерального показателя МРОТ, потому что совместительство предполагает осуществление в свободное от основной работы время иных трудовых функций, выполнение которых регулярно оплачивается в соответствии с трудовым договором (ст. 282 ТК РФ). То есть это две разные работы, притом, что совместительство оплачивается в зависимости от выработки, пропорционально отработанному времени или иным способом.

Оплата работы в нерабочие праздничные дни не включается в расчет МРОТ. Согласно ч. 4 ст. 112 ТК РФ , присутствие праздничных дней в календарном месяце никак не влияет на размер заработной платы сотрудников, получающих должностной оклад. Поэтому, как и в общем случае, отработка нормы в текущем месяце будет означать получение зарплаты не ниже федерального МРОТ, несмотря на наличие праздников. А работа в праздники будет оплачиваться по двойному тарифу (ст. 153 ТК РФ) сверх МРОТ.

Повышенная оплата сверхурочной работы также не подлежит учету при доведении зарплаты до МРОТ, поскольку ее оплата производится за рамками нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа выполняется после ежедневной смены или сверх нормального числа рабочих часов за учетный период). Получается, что сотрудник за сверхурочную работу получает оплату сверх МРОТ (полуторный размер за первые 2 часа, и двойную оплату за последующие часы).

Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и районные коэффициенты тоже не будут приняты во внимание при доведении зарплаты до МРОТ, поскольку федеральный МРОТ гарантирован всем трудящимся без учета местности, в которой располагается предприятие, на котором они работают. Согласно Постановлению КС РФ от 07.12.2017 № 38-П , МРОТ устанавливается по всей России одновременно без принятия во внимание климатических особенностей субъектов РФ.

Доплаты за работу на вредном и опасном производстве не будут учитываться при доведении зарплаты до МРОТ, потому что заработная плата сотрудников, трудящихся в нормальных условиях, которые полностью отработали месяц и выполнили норму труда и рабочего месяца, не должна быть ниже МРОТ.

Здравствуйте!

К сожалению, у Вас не совсем верное представление, хотя я полностью его разделяю и считаю неправильным включение в МРОТ того же РК (в частности)

Однако Конституционный суд РФ считает иначе.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).

2.1. Трудовой кодекс Российской Федерации, часть третья его статьи 133, в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть четвертую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

2.2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в редакции названного Федерального закона величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130) и устанавливается федеральным законом (статья 133). Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Иными словами, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений.

Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Одновременно была введена дополнительная гарантия: согласно статье 5 Федерального закона от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" не допускается в связи с принятием данного Федерального закона снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до 1 сентября 2007 года (дня вступления в силу указанного Федерального закона).

Тем самым при изменении правового регулирования, касающегося минимального размера оплаты труда, был предусмотрен правовой механизм, не допускающий снижения размеров оплаты труда. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации), были сохранены в неизменном виде.

Из этого следует, что сама по себе отмена нормы части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации не предполагала снижение размера заработной платы работников и не была направлена на умаление их права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

3. Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).

Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (пункты 1 и 2 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда"

Обратите внимание на ч.2 п.2.2