Минфин высказался за отмену правила, по которому государство обязуется увеличивать зарплаты служащим ежегодно, не менее чем на величину инфляции. Это правило уже нарушалось в 2015 и в 2016 годах. О том, вырастет ли зарплата госслужащих в 2017 году, последние новости говорят очень невнятно.

Министерство финансов требует сохранить выплаты на прежнем уровне, Минтруд выступает с обратным заявлением о том, что . На этом фоне интересно смотрится заявление вице-премьера О.Голодец, в котором она анонсировала повышение МРОТ до 8 800 рублей, однако . Повышение зарплаты госслужащим в 2017 году могло бы сделать их наиболее обеспеченной прослойкой общества. Но так как не произошло роста реальных доходов остальной части населения, в текущих условиях госслужащие и так остались привилегированным классом, просто сохранив свой уровень жизни.

Кто такие госслужащие

Ответ на этот вопрос очень прост и сложен одновременно. Прост, потому что под категорию госслужащих попадают все, кто получает зарплату из федерального бюджета. Сложен потому, что непонятен статус работников предприятий, которые работают в государственных компаниях. Если повышение зарплаты военнослужащим в 2017 имеет в качестве источника финансирования бюджет на оборону, то откуда берутся средства для выплаты другим категориям чиновников и служащих, понять очень сложно.

Так, на сайте Федеральной Налоговой службы есть вакансии для специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции. Естественно, этот человек находится на службе у государства. Но на сайте ФНС размещена вакансия для ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по централизованной обработке данных. Проблема даже не в ведомственной подчиненности, а в невозможности определить источник формирования фонда оплаты труда.

Даже те статьи бюджета, которые расписывают распределение по министерствам и ведомствам, не дают полной картины. В бюджете 2017 произошло сокращение почти на 1 трлн. руб. трат на безопасность. Но до 20% расходов расписано по «тайным статьям». Куда пойдут эти деньги, знает только руководство страны. Есть вероятность того, что зарплата военных в 2017 году будет дифференцирована, последние новости говорят именно об этом.

То есть лейтенант, который защищает страну на родной земле, не выходя из офиса, будет получать в разы меньше тех, кто делает это в очагах напряженности. Об этом говорят и отзывы военных, молодой лейтенант «обычной части» получает на руки от 30 тысяч, а доходы сержанта спецназа доходят до 80 000 рублей.

Чего ждать государевым людям

Все хорошо, но денег ждать не приходится. Если уж федеральные власти не смогли индексировать пенсии, которые составляют в среднем 13 000 при прожиточном минимуме в 9 800 рублей, то повышение зарплаты прокурорам в 2017 году на серьезные суммы ожидать не приходится. У них и так доход в среднем составляет 50-70 тысяч. Конечно, своя рубашка ближе к телу, и появляется соблазн получить компенсацию за счет коррупционных схем.

Эту лазейку перекрывают правоохранительные органы, примером чему служит арест министра Улюкаева. А чтобы дать сигнал чиновникам из правоохранительных органов, было устроено показательное задержание Дмитрия Захарченко, исполняющего обязанности начальника одного из управлений ГУЭБ МВД. Изъятые у него 8 млрд. рублей говорит о том, что зарплата полиции в 2017 году интересует только честных сотрудников. А для остальных уже приготовлены камеры. И даже если в 2017 году доходы не вырастут, то поддаваться на соблазн не стоит. Правительство и так решает проблему экономии бюджета всеми законными способами, дошла очередь и до госслужащих.

Национальная гвардия и полиция

В непростых экономических условиях создание Национальной гвардии не должно вызывать опасений по поводу повышенной нагрузки на бюджет. Просто те подразделения, которые принадлежали частям особого назначения МВД, будут выведены в отдельное подразделение. Зарплата в национальной гвардии России 2017 вряд ли будет существенно отличаться от прежних зарплат служилых людей, постоянно рискующих жизнью и здоровьем. Нацгвардия включила в свои ряды:

  1. Внутренние войска.
  2. Специальные отряды быстрого реагирования МВД (СОБР).
  3. Отряды и центры спецназначения.
  4. ОМОН.
  5. ФГУП «Охрана».
  6. Лицензионные службы, которые контролируют выдачу оружия.

Работники данных подразделений и ранее получали от 60 до 120 тысяч, так что глобальных изменений не произойдет. Кроме того момента, что служащие Нацгвардии будут обеспечиваться бесплатным жильем в первую очередь, но к вопросу зарплат это имеет косвенное отношение.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Наличие государственности подразумевает наличие доверенных людей, помогающих властям в управлении страной. Исторические документы подтверждают их присутствие – например, воеводы, посадники – даже в Древнерусском государстве. Однако понятие государственного служащего наиболее приближенное к современному виду, появилось во времена Петра I. В 1722 году был подписан Табель о Рангах, регламентирующий деятельность служащих в зависимости от присвоенного чина. После революции на смену таким чиновникам пришли собственно государственные служащие – представители законодательной, судебной, исполнительной властей.

Современная госслужба регламентируется законодательно Конституцией РФ, а точнее – соответствующими законами 2003 и 2004 годов. Она бывает военная и гражданская. К гражданским служащим относятся люди выполняющие работу на федеральном уровне или уровне субъектов РФ. Отличие таких работников в зоне ответственности и в источнике заработных выплат. В этой статье мы более подробно рассмотрим деятельность федеральных служащих, оплату их труда, а также касающиеся их свежие новости: повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России.

Федеральные госслужащие: место в структуре

Федеральный государственный служащий – работник, несущий службу в органах управления и получающий за это денежное вознаграждение из федерального бюджета. По сути – это представитель власти, имеющий определенные права, обязанности и полномочия в рамках соответствующих занимаемой должности. Считается, что нанимателем его является государство. С 2005 года действует актуальный реестр должностей, относящихся к этой категории, с полным описанием должностных обязанностей.

Такая служба накладывает на работника ряд ограничений. Среди них невозможность заниматься иной деятельностью за деньги (исключение – наука, педагогика, творчество), состоять политических партиях, участвовать в забастовках, манифестациях и т д. Но зато в большинстве случаев это достойные зарплаты, соцпакет, гарантии и льготы. А также действительно важная работа на благо государства.

Изменения 2017: заработная плата.

Прежде, чем обсуждать повышение денежного содержания федеральным бюджетников в 2017 году, рассмотрим средние цифры и способ начисления на сегодня. Заработная плата федеральным госслужащим начисляется по схеме: сумма должностного оклада, надбавки за квалификацию, за определенные особые условия службы, за стаж и возможные премии.

По факту ситуация с доходами такова. В 2014 году 39,1 тыс. федеральных госслужащих получали среднюю зарплату в 75 тыс. рублей. Всего на 2015 год, согласно данным Росстат, в России на должностях федеральных госслужащих состояло 39,8 тыс. человек со средним доходом 77,1 тыс. рублей. В 2016 году численность работников сократилась до 38,5 тыс. со среднероссийской заработной платой 79,9 тыс. рублей.

Максимальные довольствия при этом могут достигать 200 тыс. рублей.

Конечно, доходы достаточно высокие. Однако не стоит забывать о важности выполняемой работы. Кроме того, лучший способ повысить ответственность, улучшить качество работы и бороться с коррупцией – создать хорошие условия труда и сделать так, чтоб служащий боялся потерять хорошее место работы, ценил его.

Последние годы в стране проводится значительное сокращение бюджета. Оно коснулось и федеральных госслужащих. Так, в 2016 ежегодное плановое увеличение окладов федеральным госслужащим на величину инфляции не проводилось – был введен мораторий до 2017 года. Связано это с экономической ситуацией – последствием кризиса 2014-2015 годов. По обещаниям властей, заморозка введена на 1 год. Улучшение экономики позволяет надеяться, что индексация все-таки будет проведена. Неофициальные данные подтверждают этот факт. Также в проекте бюджета на будущий год уже запланированы необходимые средства на проведение индексации.

Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России будет осуществлено не за счет изменения способа начисления, а путем проведения индексации на величину инфляции.

Изменения 2017: сокращения.

Конечно, внимательный читатель заметил, что численность федеральных госслужащих сокращается. Это не случайность. В 2012 была проведена реформа, которая затронула многие сферы деятельности в нашем государстве. Целью ее проведения было улучшение качества работы и предоставляемых услуг, повышение заработных плат за счет оптимизации, борьба с коррупцией и рост привлекательности профессий, важных для страны.

Не остались без внимания федеральные госслужащие. Было проведено 2 этапа сокращений: в 2013 и 2016 годах. Так, в 2016 году Президентом была поставлена задача: сократить численность штата на 10% за 2 года. За счет этого планировалось высвободить средства для индексации и дополнительного премирования оставшихся сотрудников. Что и было осуществлено. Сокращения продолжатся и в 2017 году до достижения требуемой цифры. Будет ли проведена за счет этого ожидаемая индексация зарплат федеральным бюджетникам в 2017 году? Однозначно сказать сложно, но определенно сэкономленные средства будут плюсом в бюджете на будущий год.

Как итог отметим, что в рамках действия Указа Президента РФ до конца 2017 года ожидается сокращение порядка 1,5 тыс. штатных единиц федеральных госслужащих.

Изменения 2017: увеличение пенсионного возраста.

На этом изменения для чиновников не закончились. Как и все служащие, они имеют право при достижении определенного стажа – 15 лет - на заслуженный отдых по выслуге. В 2016 внесены изменения в соответствующий закон о пенсионном обеспечении. С 2017 года будет увеличиваться требуемый стаж, каждый год на полгода. В результате в 2016 году он достигнет требуемой отметки – 20 лет.

Также с будущего года по тому же принципу будет увеличиваться возраст получения пенсионных выплат по старости: в итоге он составит 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Начисление пенсий будет теперь зависеть от стажа к моменту ухода: по 3% за каждый год сверх выслуги до максимальной величины в 75% от рабочего довольствия.

Пенсионеров-госслужащих в 2017 ждут значительные изменения: увеличение стажа для ухода по выслуге лет, по старости и новый способ расчета пенсий. Правительство постаралось максимально смягчить переход поэтапным увеличением, ежегодно по полгода.

Изменения 2017: ветераны труда

Ветеран труда в общероссийском понимании – гражданин, начавшие трудиться на благо государства во время ВОВ не будучи совершеннолетними. При этом, имеющие трудовой стаж 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин. Также к этой категории относятся люди - обладателями специальных наград.

Чтобы отметить их работу, государство предоставляет для них особые условия на ряд услуг. Так, льготы федеральным пенсионерам ветеранам труда на 2017 год включают в себя бесплатный проезд, медицинское обслуживание (в том числе протезирование зубов), льготы на некоторые виды налогов, коммунальные услуги, скидка на билеты РЖД.

Кроме перечисленных льгот федерального значения, регионы также предлагают помощь таким пенсионерам из собственного бюджета. Так, запланированы денежные выплаты ветеранам труда федерального значения в 2017 году в России. Размер зависит от возможностей региональной казны.

В нашей стране уже несколько лет проводятся кардинальные изменения. Они затронули и федеральных госслужащих: сокращения, мораторий на индексацию, изменения условий выхода на пенсию. Конечно, любые изменения в масштабах страны даются нелегко. Но, как уверяют власти – самый сложный период уже позади.

Москва, 17 марта - "Вести.Экономика". Внося свою лепту в общее улучшение инвестиционного климата в России, Росреестр вновь вошел в десятку лидеров рейтинга "Ведение бизнеса". При этом выдержавшая многократные реформы служба представляется недооцененной, подчеркивали участники итоговой коллегии ведомства.

В десятке лидеров

Как заявил на итоговом заседании коллегии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, важно, чтобы деятельность названного ведомства также поспособствовала улучшению инвестиционного климата и повышению его привлекательности для бизнеса. Как уточнил министр, с начала текущего года вступил в силу закон о государственной регистрации недвижимости (218-ФЗ). Предусмотренные им преобразования уже выполнены, но необходимо произвести точечную настройку. В этой связи министр определил пять основных задач, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы, переходу на бесконтактную форму оказания услуг, а также снижению коррупционных рисков.

Выступив с итоговым докладом, замглавы МЭР, руководитель Росреестра Виктория Абрамченко сообщила, что в рейтинге "Ведение бизнеса" возглавляемая ею служба в 2016 г. вошла в десятку лидеров среди 190 стран. В прошлом году Росреестр оказался на 9-м месте, переместившись с 46-го места в 2012 г. (правда, в 2015 г. он занял 8-ю позицию). При этом общее количество осуществленных регистрационных действий составило 25 млн, что сопоставимо с результатами 2015 г. (+0,2%), а количество учетных действий достигло 51 млн (+4,4%). Сроки оказания услуг по государственной регистрации прав снизились до 6 дней (против 8 в 2015 г.), а услуг по кадастровому учету - до 5 дней (против 6). Тогда как количество предоставленных сведений по ЕГРП в прошлом году выросло на 12% до 48 239 698. Причем 50,3 млн сведений было предоставлено в рамках межведомственного обмена, из них 94% - в электронном виде.

Порядка 62% услуг было оказано через многофункциональные центры (МФЦ) против 38% в предыдущем году. В результате за оказание услуг Росреестром в региональные бюджеты поступило 11 млрд руб. А количество его собственных офисов с 1018 на начало 2016 г. уменьшилось до 26 на 1 января текущего года. В электронном виде в декабре прошлого года было зарегистрировано 86,9 тыс. заявлений против 7,3 тыс в январе при общем количестве заявлений в 401,7 тыс., констатировала Абрамченко.

Как она уточнила, на сегодня в наведении порядка явно нуждается система кадастровой оценки. Об этом свидетельствует и увеличение числа объектов недвижимости, в отношении которых рассмотрены споры, на 106% до 77 673 тыс. Также увеличилась и доля решений, вынесенных в пользу заявителей, до 63%. В 2015 г. этот показатель составил 58%, а кадастровая стоимость объектов, вследствие досудебного оспаривания, снизилась на 27% до 3,7 трлн руб. То есть итоговые цифры были скорректированы на 1,3 трлн руб.

Как пояснила "Вести.Экономика" глава Росреестра, подобные результаты обуславливались деятельностью независимых оценщиков. Но теперь эта история закрыта. И к концу текущего года ожидается снижение количества решений, пересмотренных в пользу заявителей.

Напомним, с начала этого года также вступил в силу закон о единой методике определения кадастровой стоимости и передаче полномочий по кадастровой оценке недвижимости государству, принятый в июне 2016 г. Как предусматривается, переходный период продлится до 2020 г. Причем с целью улучшения качества кадастровой оценки на коллегии, в частности, предлагалось повысить квалификацию кадастровых инженеров и обеспечить их соответствующую мотивацию. Однако зачем все это делается, задался риторическим, хотя и не бессмысленным вопросом аудитор Счетной палаты Российской Федерации Максим Рохмистров. И сам же объяснил: в основе социально-экономического здоровья всякого общества лежит гарантия прав собственника. Того, кто по Далю, является обладателем, полным хозяином и господином вещи.

Недооцененная служба

Между тем, очевидно, что Россия пока еще находится на пути к формированию института качественного, "здорового" собственника. Что подтверждается и приведенной на коллегии статистикой. Так, например, на сегодня всего 50% земельных участков имеют четко обозначенные границы, а среди участков сельхозназначения таковых и вовсе 15%. В подобной ситуации, разумеется, усугубляется криминализация данного сектора и осложняется его легитимизация, подчеркивали выступающие.

На таком фоне тем более возрастает роль качественной работы сотрудников самого Росреестра. Тогда как, по информации руководителя службы, хотя нагрузка на каждого сотрудника увеличилась за минувший год на 80%, по оплате их труда ведомство находится на 32-м месте среди 38 ФОИВ при среднемесячной зарплате сотрудников территориальных органов в 29 тыс руб. И это, конечно, провоцирует отток из системы квалифицированных кадров. Кстати, на рост нагрузки (на 65,6% в годовом выражении) при сокращении общей штатной численности на 33,5% в 2016 г., по сравнению с 2010 г., указывал еще предыдущий руководитель Росреестра Игорь Васильев.

О недооцененности службы, которая за почти 20 лет функционирования успешно выдерживала многократное глобальное реформирование в условиях перманентного изменения правил игры (к недавно вступившему в силу 218-ФЗ, к примеру, уже принято 11 новых законов), упомянул и председатель комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

И на вопрос о том, ожидается ли в текущем году также повышение зарплат работников Росреестра, его руководитель ответила, что очень на это надеется.

Наталья Приходко

Эксперты и аналитики озвучили приблизительные цифры, судя по которым средняя зарплата госслужащего в 2019 году по России составит 137, 8 тыс. рублей. Сюда войдут все пункты начислений, а не только «голый» оклад. Такое усреднение тоже довольно условно и не позволяет узнать реальную картину, потому что зарплаты чиновников разных уровней существенно отличаются.

Если госслужащий в аппарате президента ежемесячно получает около 200 тыс. рублей, то специалист I категории - 26 тыс. рублей. Такая разница более чем существенна и служила поводом для недовольства младших работников аппарата.

Запланирована индексация и повышение зарплаты госслужащим в 2019 году

Последняя до 2018 года индексация заработных плат этой категории бюджетников проводилась еще в 2013 году. С тех пор зарплаты госслужащих были заморожены, государство на примере чиновников демонстрирует, что средства бюджета в кризис экономятся на всех.

Еще в конце 2017 года Минтруд объявил о том, что в 2019 году впервые будут повышены зарплаты федеральным госслужащим. Индексации стоит ожидать и в 2020 году.

Процент индексации в обоих случаях составит 4%. Правда, проведут ее не в начале года, а только с 1 октября. Тогда же, когда индексируются зарплаты военнослужащим. Статистика фиксирует рост заработков у госслужащих при том, что их зарплаты заморожены.

Средняя зарплата федерального чиновника в 2016 году составляла 115,7 тыс. рублей в месяц. В 2017 году эта сумма выросла почти до 119 тысяч. Такой рост может объясняться сокращениями, особенно сотрудников на низкооплачиваемых должностях.

Как будет проходить повышение зарплат гослужащим в 2019 году

Основные изменения коснутся стимуляционных выплат. На данный момент ежемесячные выплаты чиновникам состоят из таких компонентов: оклад для определённой должности; оклад в соответствии с чином; выслуга лет (для служащих со стажем до 5 лет – 15%, 5 – 10 лет – 20%, 10 – 20 лет – 30%); дополнительные выплаты для госслужащих при условии работы в секретных подразделениях или в условиях особой сложности (размер доплат варьирует от 60% оклада для нижних рангов до 200% для руководства).

Многие аналитики и экономисты делают прогнозы о том, что в 2019 году произойдёт повышение двух первых компонентов, в то время, как остальные не сохранятся в прежних масштабах. Теперь они не будут повсеместными, а распространятся только на тех, кто реально выполнит все должностные нормативы, прописанные в трудовом договоре, или перевыполнит их, что нужно будет доказывать в индивидуальном порядке.

На стимуляционные выплаты из федерального бюджета в 2019 году запланировано выделить сумму в 380 млрд рублей. Ответственные органы, занимающиеся разработкой критериального подхода, заявляют, что акцент будет сделан на заработной плате молодых специалистов, потому что существует необходимость привлечь в ряды госслужащих грамотных молодых кадров.

Ещё одна цель реформирования – сделать государственную службу привлекательной для россиян, что вызовет здоровую конкуренцию и простимулирует получение добавочных высших образований и общий рост компетенции кадрового состава. Одним из механизмов, который для этого могут применить, является повышение зарплат наряду с сокращением общего количества государственных служащих.

На данный момент критериальный принцип только разрабатывается соответственными органами, и вполне вероятно, что в действие он вступит уже с начала 2019 года. Во всяком случае, по плану на протяжении 2019 года он должен быть утверждён и запущен к функционированию.

Кто относится к категории госслужащих

Далеко не все сотрудники организаций или учреждений, находящихся в госсобственности, причислены российскими нормативными документами к категории государственных служащих. В данный перечень входят лишь те, кто осуществляют профессиональную деятельность в секторах законодательной сферы, исполнительного и судебного производства.

В итоге к госслужащим относятся те, кто занят в президентском аппарате, трудится в подразделениях прокуратуры и налоговой инспекции, занимает должности в отделах миграционной, пограничной и таможенной службы, представляет Роспотребнадзор и Росреестр, относится к работникам мэрий и министерств, является сенатором или депутатом.

Несмотря на сведения о сокращении числа государственных служащих (по данным официальной статистики в 2016 году их стало меньше на 10%), многие эксперты полагают, что Россия – это страна с перегруженным административным аппаратом.

На 90 россиян в стране приходится один чиновник. Интересно, что даже во времена СССР, который недаром назывался бюрократическим государством, один государственный служащий приходился примерно на 140 человек. Официально страна финансирует из бюджета рабочие места для 1,107 млн. чиновников, однако неофициальные эксперты говорят, что на самом деле их более 6 млн.

Читайте сегодня