Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на финансирование народного хозяйства является выплата различных видов дотаций предприятиям.

Необходимое существование финансовой помощи вытекает из сохранения государственного регулирования цен, сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров, а также отдельным отраслям, нерентабельность которых явилась результатом использования регулируемых цен и тарифов, это жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.

Постепенный отпуск цен на энергоресурсы, дотируемые из бюджета, позволяет снижать долю бюджетных средств, направляемых на возмещение разницы в ценах. Выделение дотации товаропроизводителям, жестко увязывается с государственным урегулированием механизма ценообразования.

Основные типы бюджетных дотаций:

* угольная промышленность, дотируется разница в ценах и отчисления на НИОКР

* выплата разницы на топливо, отпускаемое населению (газовая промышленность)

* жилищно-коммунальное хозяйство

* транспортные организации.

На финансирование производства направляется около 20% расходов бюджета, основной объем занимают дотации и инвестиционные кредиты на конкурсной основе.

Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд.

Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны эти ссуды выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем кредиты банков. Выдаются такие ссуды в основном по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.

Другое направление расходования это привлечение иностранных инвестиций, но в современных условиях этот процесс затруднен, в связи с экономической нестабильностью и несовершенством налогового законодательства.

Бюджетные ассигнования направляются на решение узкого круга задач общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников финансирования. Финансовые ресурсы концентрируются на вводе крупнейших мощностей и объектов, определяющих решение основных социально-экономических задач и позволяющих предупредить опасные последствия кризиса в социальной сфере и спада производства промышленной продукции необходимой для жизнеобеспечения экономики более 40% бюджетных ассигнований направляются на обеспечение социальных программ, включая программу — жилья, развития культуры и здравоохранения.

При составлении проекта бюджета, как государственного, так и местного, с целью равного распределения финансов среди федеральных субъектов, а также между отдельными отраслями производства и народного хозяйства применяется регулирование. Суть его заключается в выравнивании систем обеспечения территориальных или отраслевых образований за счет применения таких форм, как субсидии, дотации, субвенции и другие. При этом правительство страны или местные администрации должны соблюдать минимальные государственные стандарты.

В мире широко используется практика распределения денежных средств между бюджетными фондами разных уровней или отраслей. В Российской Федерации более 70 % финансового регулирования составляют ассигнования от регулирующих поступлений. Что такое дотация и какую роль она исполняет во внутренней экономической политике России, исчерпывающе разъяснит Бюджетный кодекс РФ.

Формы регулирования

Среди бюджетов разных уровней средства перераспределяются путем безвозвратного предоставления финансовой поддержки в виде следующих основных форм регулирования:

  • дотаций;
  • нормативных дотаций (трансфертов);
  • субвенций;
  • субсидий;
  • компенсаций.

Дотация - денежное пособие, предоставляемое государственным бюджетом безвозмездно.

Получить дотацию вправе местные органы власти, низкорентабельные компании, имеющие значение для экономики страны. Дотация предоставляется некоторым категориям работников на предприятии.

Дотации субъектам страны

Дотация - мера поддержки территорий страны государством. Порядок назначения выплаты, ее условия получения определяется бюджетным кодексом страны. Единая методика, разработанная правительством, обуславливает распределение пособия между субъектами страны.

Федеральное финансирование предоставляется для межбюджетных трансферов муниципальных образований. Основные виды дотации регионам:

  1. пособие для выравнивания бюджета;
  2. поддержка сбалансированности бюджета.

Дотация на выравнивание помогает регионам решить социально-экономические проблемы, обеспечить граждан необходимым уровнем жизни и предоставить социальные гарантии. Но регион не может постоянно получать пособия от государства. Правительством предусматриваются меры воздействия на субъекты.

Если в течение трех последних периодов отчета процент дотации из госбюджета составил выше 40% от объема собственного дохода государства, субъект вынудят принимать меры по повышению эффективности средств из выделяемого бюджета.

Целевое назначение у дотации отсутствует, но порядок расходования средств регулируется Счетной палатой страны. Регионы, нарушившие порядок, не вправе пользоваться пособием в будущем периоде.

Пособие для сбалансированности бюджета предоставляется при изменении расходов и доходов региона. Часть средств санкционируется законом о бюджете, а другая половина назначается комиссией, состоящей из депутатов Госдумы, Совета Федераций и участников правительства.

Пособия направляются не только на поддержку региона, но и на осуществление конкретных президентских программ и задач общегосударственного значения, которые реализуются в этом субъекте федерации.

Дотации производителям

Пособия государства направляются на отрасли хозяйств или отдельным производствам. Компенсирует издержки и нивелирует убытки организации. Поддержка идет предприятиям с большим значением для региона или страны с продукцией, входящей в потребительский минимум. И если удорожание товаров и слуг приведет к социальному коллапсу.

Дотациями государство защищает низкорентабельные компании от банкротства и поддерживает рост потребительских цен. Пособия предоставляются крупным предприятиям, малому и среднему бизнесу дотационная политика не предусмотрена.

Правительственная дотация предприятиям не служит панацеей. Пособия повышают нагрузку на госбюджет, может вызвать его дефицит и повысить уровень инфляции. В этом случае аналитиками предлагается оптимизировать производство, применять технологии и повысить инвестиции к бизнесу со стороны.

Организациям необходимо быть самофинансированным и самоокупаемым.

Получить дотации от государства могут и отдельная категория граждан. Для этого соблюдаются и документально подтверждаются условия: матери-одиночки, многодетные и малообеспеченные семьи, инвалиды и другие категории граждан.

Дотация направляется и студентом вузов, обучающимся за счет госбюджета: ученики-сироты, инвалиды.
Право на получение любой дотации подачи заявления и предоставления документов.

Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio - дар, пожертвование)

Определение термина "дотация"

1. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки предприятиям, у которых доход от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта.

2. В российском законодательстве - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. (Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 6)

3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей. (Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003)

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой - не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций , в "закрытой" экономике производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации увеличивают расходную часть государственного бюджета. В "открытой" экономике основной причиной дотаций является поддержка национального производителя с целью стимулирования внутреннего спроса. То есть увеличение занятости и уровня жизни населения, поскольку импортируемые товары имеют обычно более низкую цену. Для покрытия этого разрыва используют механизм дотаций. Кроме того, дотации используются для стимулирования производства социально значимых товаров, работ и услуг по низким ценам, доступным всем слоям населения.

Дотационные механизмы могут использоваться не только по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Это может касаться и физических лиц. Например, определенная часть населения государства может находиться по уровню своих доходов ниже уровня принятых в обществе социальных стандартов. Для того, чтобы поддержать эту часть своих граждан, государством может использоваться дотация на коммунальные услуги, товары первой необходимости и другие социально значимые товары и услуги. В этом случае дотация выступает инструментом социального обеспечения граждан, но, одновременно, позволяет поддерживать нормальный (рыночный) уровень цен на товары и услуги. Получателем дотации в этом случае выступает конкретное физическое лицо, получающее адресную социальную помощь. Такой механизм адресных дотаций позволяет государству расходовать значительно меньшие объемы финансовых ресурсов, чем, если бы дотировалось производство товара и услуги по стране в целом.

Дотация — это вид трансферт, переводимых между бюджетами для поддержки частных лиц и убыточных предприятий. Согласно действующему БК РФ финансовые операции осуществляются в рамках отечественной бюджетной системы безвозмездно и безвозвратно.

Законодательство обеспечивает возможность перечисления денежных средств из федерального бюджета в пользу субъектов РФ (областей, краев, в том числе автономных) в следующих формах:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • субсидии (финансовые льготы) и субвенции (целевая материальная помощь);
  • иные трансферты.

Бюджетные средства могут предоставляться властями субъекта в пользу местных бюджетов. В этом случае финансирование поступает в поселения и муниципальные районы.

Дотационную помощь любого уровня можно заменять дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, действующими до 3-х лет.

Особенности приема федеральной дотационной помощи

Отдельные субъекты РФ, получающие дотации в сумме от 10% от доходов от 2-х отчетных периодов, не могут:

  • принимать и исполнять обязательства, не касающиеся их полномочий согласно действующему законодательству;
  • превышать нормативы расходов на содержание органов государственной власти, утвержденные Правительством РФ.

Если дотационная доля составляет более 40% от доходов, вводят следующие меры:

  • разработка, подписание и реализация соглашения с Минфином РФ для роста налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности использования бюджета;
  • контроль исполнения бюджета;
  • передача материалов для составления заключения о соответствии проекта бюджета субъекта требованиям законов РФ;
  • ежегодные проверки отчета, фиксирующего порядок исполнения бюджета.

Приостановление или сокращение перечисляемых межбюджетных трансферт происходит в случае, если:

  • власти субъекта РФ нарушают условия выдачи дотаций;
  • превышают предельные значения по расходам;
  • не выполняют обязательства, возложенные при перечислении средств на выравнивание местного бюджета.

Установление размера федеральных дотаций

Список получателей дотаций ежегодно утверждается уполномоченными органами Минфина РФ в срок до 15 ноября. Средства направляют в специализированный финансовый фонд. Окончательный размер дотационной помощи устанавливается с учетом бюджетной обеспеченности населения конкретного российского региона.

При установлении этого существенного показателя государственные власти учитывают:

  • структуру населения;
  • размеры налоговых доходов граждан;
  • факторы, действующие на стоимость государственных услуг (климатические, географические и социально-экономические).

До 1 августа должностные лица Минфина РФ передают в исполнительные органы субъектов информацию, необходимую для распределения дотационной помощи.

Между Минфином РФ и руководителем субъекта заключается соглашение об условиях предоставления дотаций. Целью принятия документа является оздоровление государственной финансовой системы, улучшение социального и экономического состояния российских регионов.

Особенности приема дотационной помощи от субъектов

Если сумма дотаций более 5% от общих доходов, то власти муниципального образования не могут превышать нормы по:

  • оплате труда депутатов;
  • расходам на выборных должностных лиц;
  • содержанию муниципальных служащих.

Если размер дотаций превышает 20% от дохода местного бюджета в течение 2-х лет, то властям запрещается иметь расходные обязательства, не отнесенные к их полномочиям.

При повышении доли дотаций до 50% осуществляются следующие дополнительные меры:

  • подписание соглашений с руководством субъектов РФ;
  • подача представления в исполнительные органы. Местная администрация представляет данные для формования заключения о корректности проекта принятого бюджета;
  • проверка контрольно-счетными органами бюджетной отчетности не реже 1 раза в полгода.

Расчет размера финансирования от субъектов

Дотации в пользу отдельных поселений РФ поступают из бюджета субъекта. Перечисление денежных средств социальной направленности происходит с целью стабилизации показателя бюджетной обеспеченности в:

  • городских округах;
  • внутригородских районах;
  • городских и сельских поселениях.

Выделенные финансы перечисляются в региональный фонд. Объем дотационных поступлений рассчитывается с учетом:

  • численности и структуры жителей;
  • степени развитости экономики;
  • налогового потенциала региона;
  • климатических, социально-экономических и географических предпосылок.

Дотации, выплачиваемые в пользу районов, закрепляются в бюджете субъекта. Объем и особенности распределения денежных средств отражаются в законе о бюджете, принятом властными органами на уровне субъекта.

Особенности приема дотаций из местных бюджетов

Социальная помощь из местных бюджетов поступают в районы, поселения и городские округа.

Финансы, полученные от муниципальных районов, составляют районный фонд. Денежные средства, переведенные из округов с внутригородским делением, зачисляют в окружной фонд.

Цель и последствия предоставления дотаций

Дотации вносятся без указания направлений и условий использования денежных средств. Местное законодательство может предусматривать выдачу дотаций на питание определенных категорий работников, на проезд, на выплаты в пользу несовершеннолетних детей.

В сферу дотируемых включаются такие направления государственной экономики как сельскохозяйственная промышленность и научно-исследовательская деятельность. Выплата дотаций в пользу убыточных компаний позволяет избежать банкротства или значительного повышения розничных цен на популярные товары и услуги.

Принятие решений о выдаче дотаций влечет за собой дефицитность государственного бюджета, дополнительную денежную эмиссию и инфляцию.