Рынок труда в послереволюционной России.
Рынок труда при НЭПе.

Безработица... В пробудившемся от многолетнего застоя обществе ее образ возник внезапно вместе с ощущением острой тревоги и неминуемой расплаты за фальшь догматизма и беспринципную лакировку действительности. Еще совсем недавно в теории и практике управлении народным хозяйством начисто отрицалась сама возможность безработицы в нашей стране, она считалась недопустимой даже в период крупномасштабных преобразований в экономике.
Чтобы преодолеть догматизм в теории занятости, необходимо прежде всего очистить ее от традиционных наслоений. Долгие годы нам твердили: пусть у тебя пока нет того - другого - третьего, зато у тебя есть работа! Так что, будь ласков, реализуй одно из главных прав человека - права на труд - в полной мере. Такая идеология очень способствовала возникновению системы труда, при которой человек превратился по существу в придаток машины или мотыги, в "производственный ресурс". Выработанная система занятости и привела к отставанию нашей экономики.
Переходя к рыночной экономике которой, естественно, соответствует рынок труда, мы начинаем понимать, что чем экономика эффективней, свободнее, тем большее значение в ней имеет система занятости как ее социальная основа, и что только свободный труд может быть эффективным, а не труд по принуждению из-под административной палки под угрозой или в результате уголовного наказания. Речь идет о создании современного рынка труда.
При обосновании новой политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике полезно использовать опыт развитых стран, но и критически переосмыслить свой собственный опыт - положительный и отрицательный. Хотелось бы надеяться, что наше общество сумеет сделать правильные выводы из уроков истории и не допустит повторения прежних ошибок.

Революция и безработица .
Одно из исходных догматических представлений состоит в том, что капиталистическому производству во всех случаях соответствует резервная промышленная армия и безработица. Однако, к началу 1917г. в экономике России спрос промышленности на рабочую силу превышал ее предложение. После февральской революции было закрыто 568 промышленных предприятий и с их закрытием возникла массовая безработица, а предложение на рынке труда превысило спрос на рабочие руки.
Октябрьская революция положила начало революционной ломке отношений в сфере труда. Советское правительство своими первыми декретами о труде удовлетворило все социалистические требования рабочих. Это создало основные предпосылки для борьбы с усилившейся безработицей. К апрелю 1918г. было зарегистрировано уже 344 тыс. безработных, 33% из них составляли квалифицированные рабочие. Примерно столько же могли быть неучтены из-за отсутствия на местах органов трудоустройства. Осуществляемые государством и рабочими организациями экстренные меры по сдерживанию безработицы дали положительные результаты. Безработица в крупных городах постепенно рассасывалась. Этому способствовали некоторое оживление дел в промышленности, начало строительного сезона и сельхоз работ, традиционно привлекавших дополнительную рабочую силу.
Национализация явилась неизбежным следствием всей совокупности политических, социальных и экономических условий того времени. Она предотвратила дальнейшее закрытие предприятий и создала условия для обеспечения полной занятости трудящихся масс, хотя бы на неэффективной основе. Принудительное регулирование заработной платы, которая в то время была ниже прожиточного минимума, привело к значительному падению производительности труда. Правительство решило прибегнуть к принудительному учету и мобилизации рабочей силы. Так был постепенно подготовлен полный переход от добровольного к принудительному привлечению и учету всей рабочей силы страны.
Hасаждение военного коммунизма в условиях полной разрухи на транспорте, упадка промышленности, разорения городов, роста голода и эпидемий привело к милитаризации труда. Таким образом, к концу 1920 года всеобщность труда провозглашенное из принципов социализма, превратилось в тотально милитаризованную трудовую повинность. Форма огосударствления труда соответствовало вполне реальное принуждение к труду, поддерживаемое системой репрессивных органов. Это приводило к тому, что в условиях неэффективного хозяйствования все резервы рабочей силы находились в скрытом виде на предприятиях и в хозяйствах. Не стало безработных, так как очень многие долгое время предпочитали находиться "на работе без работы", в ожидании очередной мобилизации, а сам производительный труд окончательно потерял экономические стимулы в условиях декретированного минимального уравнительного распределения. После того как военный коммунизм полностью исчерпал свои возможности в области организации общественного производства и регулирования рынка труда, был осуществлен переход к новой экономической политике. Это предполагало и проведение новой политики в области занятости. Сначала были упразднены комтруды и разного рода комиссии с возложением их функции на органы НКТ, расформированы неспособные прокормить себя трудовые армии. Частично введено право перехода из одного учреждения в другое. После этого была проведена демобилизация возрастных групп, освобожден от массовой трудовой повинности ряд категорий трудящихся, существенно сокращены, а затем и расформированы последние трудовые части. На повестку дня выдвигались принципиальные задачи перехода к экономическим методам трудовых ресурсов, решения социальных проблем эффективной занятости, связанных с резервом рабочей силы.
Однако принципиальных выводов по проблеме занятости из области первых лет революции так и не было. По - прежнему считалось, что путь к социализму лежит через одинаково принудительный труд для всех членов общества, образование промышленных армий.

Занятость и рынок труда при НЭПе.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СССР 5
1.1. История рынка труда в советской России и СССР 5
1.2. Особенности «рынка труда» в СССР 10
ГЛАВА 2. ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 12
ГЛАВА 3. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 19
3.1. Становление рынка труда в новой России 19
3.2. Особенности рынка труда в новой России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ВВЕДЕНИЕ
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица практически неизбежное явление общественной жизни.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Многоукладная экономика любого государства предъявляют высокие требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, дальнейшее развитие лишь обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
На современном этапе развития рынка труда особое значение приобретают нестандартные формы занятости. «Нестандартная» занятость представляет собой форму трудоустройства с нестандартными условиями труда, работу в режиме неполного рабочего дня на основе срочного трудового договора на предприятии или организации. В нестандартной занятости выделяют такие подвиды занятости, как: частичная занятость, временная занятость, непостоянная занятость, неполная занятость, недозанятость, сверхзанятость, вторичная занятость, самозанятость, занятость в неформальном секторе, заемный труд (аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала), дистанционная или удаленная занятость.
Цель курсовой работы – выявление проблем становления и формирования рынка труда в СССР и России.
Исходя из цели, в данной работе поставлены следующие задачи:
- Определить особенности рынка труда;
- Изучить механизм функционирования рынка труда;
- Исследовать современное состояние рынка труда в СССР и России и определить проблемы его становления и формирования;
- Выявить пути совершенствования механизма функционирования рынка труда в СССР и России.
Объектом является рынок труда в СССР и России. Предмет исследования – механизм функционирования и особенности формирования рынка труда.
Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ведущих российских экономистов, таких как Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч., Агапова Т. А., Заславский И. К., Кязимов К. Г., Одегов Ю.Г. и др. При написании работы использованы законодательные акты РФ в области трудового законодательства, статистические данные по исследуемым вопросам по РФ.
При написании курсовой работы использовались следующие методы – изучение и анализ научной литературы и статистические методы обработки данных.
Курсовая работа состоит из введения, трёх основных частей, заключения, списка использованных источников, приложений.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В СССР
1.1. История рынка труда в советской России и СССР

Институт рынка труда представляет собой одну из наиболее важных экономических основ, имеющих значение для социально-экономической жизни общества. Поэтому изучение его характеристик на различных этапах исторического развития позволяет наиболее полно представить, что происходило в экономической системе в разные временные периоды.
В 1915-16 гг. впервые в Российской империи была сделана попытка организовать распределение рабочей силы в стране: были организованы Всероссийское бюро труда, а также местные бюро труда, обслуживавшие преимущественно нужды беженцев. Затем к делу организации рынка труда приступили только в августе 1917 г., т.е. спустя шесть месяцев после февральской революции 1917: появился закон о биржах труда. Пока Россия находилась в состоянии войны, заметной безработицы не было. Наблюдалось, однако, обратное явление: оборонная промышленность и сельское хозяйство испытывали недостаток рабочих рук, проводилась экономическая политика “мобилизации труда промышленности”. Свободных рабочих на рынке труда не было, поэтому усиленно применялся труд военнопленных, солдат и иммигрантов (“инородцев”). Применение труда военнопленных происходило на всей территории России в течение периода времени с 1915 года (140 тыс.) по 1918 год включительно (95 тыс.). Максимальное число военнопленных в России было в 1917 г. и превышало 1,5 млн. человек. Этот бесплатный труд использовался на различных казённых предприятиях: горных заводах, портах, на лесои торфозаготовках, а также на фронтовых работах...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проделанной работы можно сделать вывод о том что:
Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Рынок труда является неотъемлемой составной частью рыночной системы. Он сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, то есть происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к дефициту труда.
Для снижения негативного воздействия на процессы формирования рынка труда и стабилизации его развития необходимо обеспечить перманентное повышение качества жизни и качества трудовой жизни.
Повышение качества жизни во многом зависит от развития таких сфер жизнедеятельности общества, как образование, здравоохранение, спорт, культура, наука и т. д. Это в свою очередь должно позитивно отразиться на качественном развитии воспроизводства населения и трудовых ресурсов. На национальном и региональном уровнях важным вопросом является создание благоприятного инвестиционного климата для малого и среднего бизнеса, обеспечивающего удовлетворение материальных потребностей общества. Эффективное развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от обеспечения продвижения продукции товаропроизводителей в другие регионы страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Булгаков М.С. Из лучших произведений. М.: ИЗОФАКС, 1993. - 671 с.
2. Воронин В.П. Управление человеческим капиталом на основе процессного подхода в интересах инновационного развития [Текст] / В.П. Воронин, О.В. Осенева // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2011. – № 11. – С. 45-47.
3. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 316 с.
4. Гимпельсон, В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда / В. Гимпельсон // Вопросы экономики. - 2004. - № 3. – С. 6
5. Гладарев, Б. Трудовые стратегии «советских специалистов» в конце 1990-х годов / Б. Гладарев // Вопросы экономики. - 2004. - № 12. – С. 144-151
6. Дашкова Е.С. Система вознаграждения персонала на основе комплексной оценки его деятельности: дисс. ... канд. экономических наук: 08.00.05 / Дашкова Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Воронеж. гос. университет.]. – Воронеж, 2007. – 199 с.: ил. – РГБ ОД, 61: 07-8/5028.
7. Дашкова Е.С. Современные системы вознаграждения персонала: монография/ Е.С. Дашкова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательство Воронежского госуниверситета, 2010. – 112 с.
8. Демография России. URL: >9. Еремов, О. Трудовой кодекс: новые взгляды на старые нормы / О. Еремов // Социальная политика и социальное партнерство. - 2006. - № 7. – С. 3-7
10. Капелюшников, Р. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. - 2004. - № 4. – С. 65-82
11. Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2003. - 496 с.
12. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М.: Из-во Моск. Унта, 2004. - 366 с.
13. Профсоюзы СССР. Документы и материалы в 4-х тт. 1905-1963 гг. – М.: Профиздат, 1963. – Т. 2: Профсоюзы в период построения социализма в СССР октябрь 1917-1937 гг. С. 100.
14. Разбор училищ // Ведомости. - 2002. - 13 марта.
15. Федеральная служба государственной статистики. URL: >16. Ходоровский И. Рынок труда в России в 1918 г. // Вестник Народного комиссариата труда. М., 1919. – Выпуск 26. С. 4-6.
17. Хрущев А.Т. Экономическая и социальная география России. М.: Дрофа, 2001. - 672 с.

10. Опишите рынок труда в советской экономике и современной России

Сложное становление российского рынка труда (как и рыночной системы в целом) обусловлено различными факторами и, прежде всего, противоречивым переплетением старого и нового. Исходным пунктом его развития была советская система трудовых отношений.

Обычно к достоинствам советской системы трудовых отношений относят полную занятость и уверенность в завтрашнем дне, а к недостаткам - заниженную заработную плату, дефицит рабочей силы и слабую мотивацию труда.

Спрос и предложение труда в СССР

Полная занятость выражалась в отсутствии безработицы (напротив, имелся избыток вакансий), а уверенность в завтрашнем дне была связана с практически полной гарантией от увольнений, стабильностью выплаты зарплаты и ее постепенным ростом по мере, продвижения по службе.

Занижение заработной платы выражалась в существенно более низком уровни жизни трудящихся в СССР, чем в развитых странах. Особенно же резко она проявлялась в нищенских зарплатах высококвалифицированных специалистов, прежде всего инженеров. Постоянный дефицит рабочей силы дезорганизовывал работу предприятий, он же-вместе с уже упомянутым низким уровнем зарплаты - резко снижал мотивацию труда. Директор просто не мог себе позволить уволить бездельника или пьяницу и так работать некому, а работники не дорожили своим местом.

Графическое изображение системы найма трудящихся на предприятиях в СССР позволяет понять, что и положительные, и отрицательные черты были взаимосвязаны.

В СССР, как и во всякой ресурсоограниченной экономике, спрос многочисленных предприятий на рабочую силу превышал ее предложение, более того, был больше, чем все потенциальные трудовые ресурсы страны. Кривая спроса поэтому пересекала кривую предложения на ее неэластичном отрезке

Современные же российский рынок труда переживает существенные перемены. Первое, что бросается в глаза, - это общий рост дефицита кадров, связанный с ростом экономики и усилением конкуренции во многих областях. Это похоже на то, что мы наблюдали до кризиса 1998 года, однако внутренние механизмы этого процесса иные, и, соответственно, иная структура спроса на специалистов. Если до кризиса фокус был сосредоточен на продажах и финансовых операциях, то после кризиса безусловным лидером всех процессов на рынке труда становится производство.

Динамика развития событий на кадровом рынке в послекризисный период соответствовала естественной логике развития бизнеса. В 1999 году увеличился спрос на специалистов по маркетингу в связи с изменением стратегии тех компаний, которые стремились остаться на рынке. В 2000 году эта тенденция сменилась другой: стал возрастать спрос на специалистов по продажам, что обусловлено началом восстановления рынка и переходом к активной фазе в деятельности компаний. Были определены новые продукты и новые ниши (в основном более дешевых товаров) для продаж. В 2001 году наблюдалось повышение спроса на специалистов производственной сферы, что явилось следствием предыдущего периода: покупательский спрос растет, а дешевых товаров недостаточно. 2002 год стал продолжением той же тенденции: усиление спроса в двух основных сферах - торговле (персонал для торговых сетей), пик развития которой мы сейчас наблюдаем, и в производстве (рабочие специальности и технический персонал).

В настоящее время торговые предприятия осваивают нишу розничной торговли, поэтому привлекают большое количество персонала для обслуживания супермаркетов. В свою очередь производственные предприятия испытывают серьезные трудности в комплектовании штата квалифицированными рабочими.

И наконец, сегмент рынка, в котором сейчас особенно высокий дефицит, - это административный персонал, необходимость в котором вызвана общим ростом деловой активности.

11. Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?

Все более настоятельной необходимостью для России является целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Уповать и надеяться лишь на позитивные результаты саморегуляции рынка трудовых ресурсов ни в коей мере нельзя. Ведь в нашей стране широко распространена монопсония, сравнительно слабы профсоюзы, отсутствуют традиции поиска компромиссов и социального партнерства между трудом и капиталом, словом, крайне велика степень несовершенства рынка и, следовательно, крайне ограничены возможности автоматического устранения существующих.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа.

Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных региона, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей трудового потенциала.

В этой вязи необходимо качественной регулирование рынка труда со стороны государства путем создания эффективной законодательной базы.

Главная > Документ

Политика эффективной занятости в СССР.

Рынок труда в послереволюционной России.

Рынок труда при НЭПе.

Безработица... В пробудившемся от многолетнего застоя обществе ее образ возник внезапно вместе с ощущением острой тревоги и неминуемой расплаты за фальшь догматизма и беспринципную лакировку действительности. Еще совсем недавно в теории и практике управлении народным хозяйством начисто отрицалась сама возможность безработицы в нашей стране, она считалась недопустимой даже в период крупномасштабных преобразований в экономике. Чтобы преодолеть догматизм в теории занятости, необходимо прежде всего очистить ее от традиционных наслоений. Долгие годы нам твердили: пусть у тебя пока нет того - другого - третьего, зато у тебя есть работа! Так что, будь ласков, реализуй одно из главных прав человека - права на труд - в полной мере. Такая идеология очень способствовала возникновению системы труда, при которой человек превратился по существу в придаток машины или мотыги, в “производственный ресурс”. Выработанная система занятости и привела к отставанию нашей экономики. Переходя к рыночной экономике которой, естественно, соответствует рынок труда, мы начинаем понимать, что чем экономика эффективней, свободнее, тем большее значение в ней имеет система занятости как ее социальная основа, и что только свободный труд может быть эффективным, а не труд по принуждению из-под административной палки под угрозой или в результате уголовного наказания. Речь идет о создании современного рынка труда. При обосновании новой политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике полезно использовать опыт развитых стран, но и критически переосмыслить свой собственный опыт - положительный и отрицательный. Хотелось бы надеяться, что наше общество сумеет сделать правильные выводы из уроков истории и не допустит повторения прежних ошибок. Революция и безработица . Одно из исходных догматических представлений состоит в том, что капиталистическому производству во всех случаях соответствует резервная промышленная армия и безработица. Однако, к началу 1917г. в экономике России спрос промышленности на рабочую силу превышал ее предложение. После февральской революции было закрыто 568 промышленных предприятий и с их закрытием возникла массовая безработица, а предложение на рынке труда превысило спрос на рабочие руки. Октябрьская революция положила начало революционной ломке отношений в сфере труда. Советское правительство своими первыми декретами о труде удовлетворило все социалистические требования рабочих. Это создало основные предпосылки для борьбы с усилившейся безработицей. К апрелю 1918г. было зарегистрировано уже 344 тыс. безработных, 33% из них составляли квалифицированные рабочие. Примерно столько же могли быть неучтены из-за отсутствия на местах органов трудоустройства. Осуществляемые государством и рабочими организациями экстренные меры по сдерживанию безработицы дали положительные результаты. Безработица в крупных городах постепенно рассасывалась. Этому способствовали некоторое оживление дел в промышленности, начало строительного сезона и сельхоз работ, традиционно привлекавших дополнительную рабочую силу. Национализация явилась неизбежным следствием всей совокупности политических, социальных и экономических условий того времени. Она предотвратила дальнейшее закрытие предприятий и создала условия для обеспечения полной занятости трудящихся масс, хотя бы на неэффективной основе. Принудительное регулирование заработной платы, которая в то время была ниже прожиточного минимума, привело к значительному падению производительности труда. Правительство решило прибегнуть к принудительному учету и мобилизации рабочей силы. Так был постепенно подготовлен полный переход от добровольного к принудительному привлечению и учету всей рабочей силы страны. Hасаждение военного коммунизма в условиях полной разрухи на транспорте, упадка промышленности, разорения городов, роста голода и эпидемий привело к милитаризации труда. Таким образом, к концу 1920 года всеобщность труда провозглашенное из принципов социализма, превратилось в тотально милитаризованную трудовую повинность. Форма огосударствления труда соответствовало вполне реальное принуждение к труду, поддерживаемое системой репрессивных органов. Это приводило к тому, что в условиях неэффективного хозяйствования все резервы рабочей силы находились в скрытом виде на предприятиях и в хозяйствах. Не стало безработных, так как очень многие долгое время предпочитали находиться “на работе без работы”, в ожидании очередной мобилизации, а сам производительный труд окончательно потерял экономические стимулы в условиях декретированного минимального уравнительного распределения. После того как военный коммунизм полностью исчерпал свои возможности в области организации общественного производства и регулирования рынка труда, был осуществлен переход к новой экономической политике. Это предполагало и проведение новой политики в области занятости. Сначала были упразднены комтруды и разного рода комиссии с возложением их функции на органы НКТ, расформированы неспособные прокормить себя трудовые армии. Частично введено право перехода из одного учреждения в другое. После этого была проведена демобилизация возрастных групп, освобожден от массовой трудовой повинности ряд категорий трудящихся, существенно сокращены, а затем и расформированы последние трудовые части. На повестку дня выдвигались принципиальные задачи перехода к экономическим методам трудовых ресурсов, решения социальных проблем эффективной занятости, связанных с резервом рабочей силы. Однако принципиальных выводов по проблеме занятости из области первых лет революции так и не было. По - прежнему считалось, что путь к социализму лежит через одинаково принудительный труд для всех членов общества, образование промышленных армий. Занятость и рынок труда при НЭПе. Введение НЭПа означало признание провала административно-комадных методов военного коммунизма, основанных на тотальном принуждение к труду. Трудовые мобилизации и повинности населения, милитаризация труд и ставшие обязательными коммунистические субботники показали свою полную неэффективность при восстановлении разрушенного народного хозяйства. Надвигалась экономическая катастрофа. Для подъема трудовой активности требовалось создать экономическую заинтересованность, освободить его от военно-административного принуждения к труду. Структурные преобразования вызывали появления безработицы среди тех, кому раньше была обеспечена стабильная занятость на государственной службе независимо от уровня профессиональной квалификации и состояния экономической конъюнктуры. Резкое сокращение числа и штатов всех советских учреждений, массовая демобилизация из рядов Красной Армии, перевод всех предприятий промышленности на полный хозрасчет привели к превышению предложения труда над спросом на рабочие руки. Для подъема производительных сил необходимо было обеспечить сбалансированность рабочей силы и рабочих мест на новой экономической и организационной основе с учетом региональных и отраслевых условий формирования занятости.В результате на рынке труда появились неконкурентно способные группы работники незанятость которых принимала устойчивые формы. Нужно было обеспечивать их трудовую активизацию, адаптацию на производстве, защитить от административного произвола, поддержать на период безработицы. В ноябре 1922 года был принят Кодекс законов о труде, который зафиксировал коренные перемены в его общественной организации, связанные с проведением НЭПа. В кодексе была зафиксирована полная отмена трудовых организаций и повинностей. Важной формой борьбы с массовой безработицей, принимавшей в ряде регионов страны застойные формы, стали общественные работы. Для женщин были введены льготные условия, посылки на работу, в том числе группами, организованы женские артели, работа в столовых и прачечных. Биржи труда были открыты для всех желающих получить работу. НЭП привел к появлению рынка труда. При всех достоинствах НЭПа возникшую тогда безработицу обычно относят к одной из серьезных негативных ее сторон. До сих пор ее ликвидация признается несомненной заслугой того социализма, который был воздвигнут на руинах НЭПа. После “великого перелома” в угаре экономического романтизма на фоне взятых высоких темпов и рубежей валовых показателей было торжественно провозглашено,что в нашей стране навсегда покончено с этим социальным злом, наследием капитализма. Теперь настало время восстановить тот бесспорный в научном отношении факт, что НЭП не только воспроизводил безработицу в ее разнообразных проявлениях, но и предполагал формирование резервной армии труда как условия реализации прогрессивных сдвигов в экономике. Ликвидации безработицы тем способом каким она была проведена означала конец рынка труда, свободного от внеэкономического принуждения. Административно-бюрократическая система вновь обрела власть над общественным трудом. Безработица, как феномен НЭПа имела обоснования определяемые всем ходом общественного развития: социально-экономическими переменами, отраслевыми сдвигами, региональными особенностями и демографическими процессами. НЭП так и не довел до конца решение проблем занятости и безработицы. Помешал “великий перелом” , возродивший административное принуждение к труду, пожизненно прикрепивший работника к фабрично-колхозной системе. И все же уроки НЭПа не прошли бесследно. Усваивая их мы начинаем понимать, что перестройка экономики на принципах эффективности требует формирование рынка труда, освобождения работника от пут принудиловки, создания личной заинтересованности в высокопроизводительном творческом труде.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Политика эффективной занятости в СССР

Социология труда

Рынок труда в послереволюционной России.

Рынок труда при НЭПе.

Безработица. В пробудившемся от многолетнего застоя обществе ее образ возник внезапно вместе с ощущением острой тревоги и неминуемой расплаты за фальшь догматизма и беспринципную лакировку действительности. Еще совсем недавно в теории и практике управлении народным хозяйством начисто отрицалась сама возможность безработицы в нашей стране, она считалась недопустимой даже в период крупномасштабных преобразований в экономике.

Чтобы преодолеть догматизм в теории занятости, необходимо прежде всего очистить ее от традиционных наслоений. Долгие годы нам твердили: пусть у тебя пока нет того - другого - третьего, зато у тебя есть работа! Так что, будь ласков, реализуй одно из главных прав человека - права на труд - в полной мере. Такая идеология очень способствовала возникновению системы труда, при которой человек превратился по существу в придаток машины или мотыги, в «производственный ресурс». Выработанная система занятости и привела к отставанию нашей экономики.

Переходя к рыночной экономике которой, естественно, соответствует рынок труда, мы начинаем понимать, что чем экономика эффективней, свободнее, тем большее значение в ней имеет система занятости как ее социальная основа, и что только свободный труд может быть эффективным, а не труд по принуждению из-под административной палки под угрозой или в результате уголовного наказания. Речь идет о создании современного рынка труда.

При обосновании новой политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике полезно использовать опыт развитых стран, но и критически переосмыслить свой собственный опыт - положительный и отрицательный. Хотелось бы надеяться, что наше общество сумеет сделать правильные выводы из уроков истории и не допустит повторения прежних ошибок.

Революция и безработица.

Одно из исходных догматических представлений состоит в том, что капиталистическому производству во всех случаях соответствует резервная промышленная армия и безработица. Однако, к началу 1917г. в экономике России спрос промышленности на рабочую силу превышал ее предложение. После февральской революции было закрыто 568 промышленных предприятий и с их закрытием возникла массовая безработица, а предложение на рынке труда превысило спрос на рабочие руки.

Октябрьская революция положила начало революционной ломке отношений в сфере труда. Советское правительство своими первыми декретами о труде удовлетворило все социалистические требования рабочих. Это создало основные предпосылки для борьбы с усилившейся безработицей. К апрелю 1918г. было зарегистрировано уже 344 тыс. безработных, 33% из них составляли квалифицированные рабочие. Примерно столько же могли быть неучтены из-за отсутствия на местах органов трудоустройства. Осуществляемые государством и рабочими организациями экстренные меры по сдерживанию безработицы дали положительные результаты. Безработица в крупных городах постепенно рассасывалась. Этому способствовали некоторое оживление дел в промышленности, начало строительного сезона и сельхоз работ, традиционно привлекавших дополнительную рабочую силу.

Национализация явилась неизбежным следствием всей совокупности политических, социальных и экономических условий того времени. Она предотвратила дальнейшее закрытие предприятий и создала условия для обеспечения полной занятости трудящихся масс, хотя бы на неэффективной основе. Принудительное регулирование заработной платы, которая в то время была ниже прожиточного минимума, привело к значительному падению производительности труда. Правительство решило прибегнуть к принудительному учету и мобилизации рабочей силы. Так был постепенно подготовлен полный переход от добровольного к принудительному привлечению и учету всей рабочей силы страны.

Hасаждение военного коммунизма в условиях полной разрухи на транспорте, упадка промышленности, разорения городов, роста голода и эпидемий привело к милитаризации труда. Таким образом, к концу 1920 года всеобщность труда провозглашенное из принципов социализма, превратилось в тотально милитаризованную трудовую повинность. Форма огосударствления труда соответствовало вполне реальное принуждение к труду, поддерживаемое системой репрессивных органов. Это приводило к тому, что в условиях неэффективного хозяйствования все резервы рабочей силы находились в скрытом виде на предприятиях и в хозяйствах. Не стало безработных, так как очень многие долгое время предпочитали находиться «на работе без работы», в ожидании очередной мобилизации, а сам производительный труд окончательно потерял экономические стимулы в условиях декретированного минимального уравнительного распределения. После того как военный коммунизм полностью исчерпал свои возможности в области организации общественного производства и регулирования рынка труда, был осуществлен переход к новой экономической политике. Это предполагало и проведение новой политики в области занятости. Сначала были упразднены комтруды и разного рода комиссии с возложением их функции на органы НКТ, расформированы неспособные прокормить себя трудовые армии. Частично введено право перехода из одного учреждения в другое. После этого была проведена демобилизация возрастных групп, освобожден от массовой трудовой повинности ряд категорий трудящихся, существенно сокращены, а затем и расформированы последние трудовые части. На повестку дня выдвигались принципиальные задачи перехода к экономическим методам трудовых ресурсов, решения социальных проблем эффективной занятости, связанных с резервом рабочей силы.

Однако принципиальных выводов по проблеме занятости из области первых лет революции так и не было. По - прежнему считалось, что путь к социализму лежит через одинаково принудительный труд для всех членов общества, образование промышленных армий.

Занятость и рынок труда при НЭПе.

Введение НЭПа означало признание провала административно-комадных методов военного коммунизма, основанных на тотальном принуждение к труду. Трудовые мобилизации и повинности населения, милитаризация труд и ставшие обязательными коммунистические субботники показали свою полную неэффективность при восстановлении разрушенного народного хозяйства. Надвигалась экономическая катастрофа.

Для подъема трудовой активности требовалось создать экономическую заинтересованность, освободить его от военно-административного принуждения к труду. Структурные преобразования вызывали появления безработицы среди тех, кому раньше была обеспечена стабильная занятость на государственной службе независимо от уровня профессиональной квалификации и состояния экономической конъюнктуры. Резкое сокращение числа и штатов всех советских учреждений, массовая демобилизация из рядов Красной Армии, перевод всех предприятий промышленности на полный хозрасчет привели к превышению предложения труда над спросом на рабочие руки. Для подъема производительных сил необходимо было обеспечить сбалансированность рабочей силы и рабочих мест на новой экономической и организационной основе с учетом региональных и отраслевых условий формирования занятости. В результате на рынке труда появились неконкурентно способные группы работники незанятость которых принимала устойчивые формы. Нужно было обеспечивать их трудовую активизацию, адаптацию на производстве, защитить от административного произвола, поддержать на период безработицы.

В ноябре 1922 года был принят Кодекс законов о труде, который зафиксировал коренные перемены в его общественной организации, связанные с проведением НЭПа. В кодексе была зафиксирована полная отмена трудовых организаций и повинностей.

Важной формой борьбы с массовой безработицей, принимавшей в ряде регионов страны застойные формы, стали общественные работы. Для женщин были введены льготные условия, посылки на работу, в том числе группами, организованы женские артели, работа в столовых и прачечных. Биржи труда были открыты для всех желающих получить работу.

НЭП привел к появлению рынка труда. При всех достоинствах НЭПа возникшую тогда безработицу обычно относят к одной из серьезных негативных ее сторон. До сих пор ее ликвидация признается несомненной заслугой того социализма, который был воздвигнут на руинах НЭПа. После «великого перелома» в угаре экономического романтизма на фоне взятых высоких темпов и рубежей валовых показателей было торжественно провозглашено, что в нашей стране навсегда покончено с этим социальным злом, наследием капитализма.

Теперь настало время восстановить тот бесспорный в научном отношении факт, что НЭП не только воспроизводил безработицу в ее разнообразных проявлениях, но и предполагал формирование резервной армии труда как условия реализации прогрессивных сдвигов в экономике. Ликвидации безработицы тем способом каким она была проведена означала конец рынка труда, свободного от внеэкономического принуждения. Административно-бюрократическая система вновь обрела власть над общественным трудом.

Безработица, как феномен НЭПа имела обоснования определяемые всем ходом общественного развития: социально-экономическими переменами, отраслевыми сдвигами, региональными особенностями и демографическими процессами.

НЭП так и не довел до конца решение проблем занятости и безработицы. Помешал «великий перелом», возродивший административное принуждение к труду, пожизненно прикрепивший работника к фабрично-колхозной системе. И все же уроки НЭПа не прошли бесследно. Усваивая их мы начинаем понимать, что перестройка экономики на принципах эффективности требует формирование рынка труда, освобождения работника от пут принудиловки, создания личной заинтересованности в высокопроизводительном творческом труде.

Описание предмета: «Социология труда»

Цель курса «Социология труда»: представить возможность студентам ознакомиться с наиболее важными явлениями в социально-трудовой сфере, показать те изменения, которые происходят в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании заработной платы и т.д.

Задачи курса: Дать знания теоретических основ в области социологии труда Научить организовывать эффективную работу трудового коллектива. Дать практические рекомендации по обеспечению эффективного функционирования и коллектива.

Ознакомить с современной практикой отношений работодателей и наемных работников основными нормативными документами по правовым вопросам в социально-трудовых отношениях.

Рассматриваются основные направления социологии труда: индустриальная и промышленная социология, экономическая социология, аграрная социология, социология организаций, социология профессий, социология трудового коллектива.

Литература

  1. Н.М. Кондратенко, В.С. Шавлак. Нефтяная рента в СССР. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 164 с.
  2. В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, Й.Й. Шнайдген, А.А. Федулин, К.А. Мазин. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы. – М.: Форум, 2007. – 256 с.
  3. Б.В. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. – М.: Машиностроение, 1978. – 440 с.
  4. В.Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. – М.: Машиностроение, 1985. – 752 с.
  5. В.Н. Цыгичко. Модели в системе принятия военно-стратегических решений в СССР. – М.: Империум Пресс, 2005. – 96 с.
  6. В.М. Семенов. Правоохранительные органы в СССР. – М.: Юридическая литература, 1990. – 400 с.
  7. Н.В. Говорова. Занятость в эпоху глобализации. – М.: Огни, 2003. – 60 с.
  8. А.Е. Бережной. Эффективные занятия в фитнес-клубе и дома. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 240 с.
  9. Н.В. Нищева. Дидактический материал к подгрупповым логопедическим занятиям в младшей группе детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 32 с.
  10. Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 448 с.
  11. Ю.В. Ревич, Б.Н. Малиновский. Информационные технологии в СССР. Создатели советской вычислительной техники. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014. – 336 с.
  12. Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. Занятие в детском саду. Современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2014. – 132 с.