Как известно, бессубъектных правоотношений не бывает. Формирование и становление инвестиционно-правового режима и инвестиционных правоотношений в Российской Федерации началось с определения правового статуса субъектов инвестиций и инвестиционных правоотношений.

Определение круга лиц, которые признаются инвесторами, имеет существенное практическое значение.

Во-первых, от признания лица субъектом инвестиционной деятельности зависит предоставление соответствующих прав и льгот, которые установлены в нормах инвестиционного права. Во-вторых, статус инвестора или другого субъекта инвестиционного права имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо признано инвестором, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные законодательством Дронина Н.Г., Семилютина, Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. - 2005. - № 9. - с. 75..

Круг инвесторов, которые являются субъектами инвестиционной деятельности, можно определить, основываясь на законах об инвестиционной деятельности, т.е. актах, содержащих нормы, специально предназначенные для регулирования отношений, связанных с вложением капитала, прежде всего - отношений гражданско-правового характера. Субъекты инвестиционной деятельности как собственники обладают наличием автономии воли сторон, однако, в конечном счете, их автономия воли подчинена воле государства как органа управления инвестиционными процессами. Это обусловлено тем, что никакой частный интерес в обществе не может быть правомерно реализован без заинтересованности в нем других частных лиц и общества в целом. Публично-правовое регулирование направлено на развитие общественно необходимых инвестиционных отношений в нужном направлении. Задача государства состоит в том, чтобы правильно определить общественный и государственный интерес, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия и гарантии реализации Комаров, И. Инвестиционный комплекс России. Проблемы и перспективы. // Инвестиции в России. - М., 2008. - №11. - с.14-15..

Понятие субъекта инвестиционной деятельности непосредственно связано с оценкой предмета инвестиционного права. Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно, носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.

Основное свойство субъекта инвестиционного права - юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционной деятельности выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.

Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.

Правовой статус инвесторов определяется в РФ, следующими нормативно-правовыми актами: ГК РФ, Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также Законом об инвестиционной деятельности Фархутдинов, И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие / И.З. Фатхутдинов, В.А. Трапезников. - М.: «Волтерс Клувер», 2006. - с. 38..

Согласно ст. 4 ФЗ от 25. 02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», к субъектам относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи капитальных вложений, инвестиционные фонды, государство Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г.. Приведем различия между этими понятиями.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы.

Законом определены права инвесторов; при этом Закон особо указывает на равенство этих прав. Приведем основные из них.

1. Право на осуществление инвестиционной деятельности. Право не запрещенного законодательством инвестирования - неотъемлемое, охраняемое Законом право субъектов.

2. Самостоятельность инвестиционного выбора, т.е. право инвестора самостоятельно определять объемы, направления и размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности, заключать с другими субъектами инвестиционной деятельности договоры, регулирующие их отношения.

3. Право инвестора на владение, пользование и распоряжение объектами инвестиций и иными результатами инвестиционной деятельности. При этом следует отметить, что нормы некоторых правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, прямо говорят о возникновении у инвестора права собственности на объекты инвестиций.

4. Право контролировать целевое использование средств, направляемых на инвестирование.

5. Право передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление инвестиций и их результаты другим лицам.

Право на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления инвестиционной деятельности на основании договора и в соответствии с законодательством РФ Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г..

В ФЗ об иностранных инвестициях определен круг лиц, которые могут быть иностранными инвесторами, это:

а) иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

б) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

в) иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

г) лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

д) международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

е) иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»..

Основным отличием российского инвестора от иностранного является тот факт, что деятельность отечественного инвестора полностью регламентирована законодательством РФ, а иностранный инвестор осуществляет свою деятельность не только в соответствии с законодательством РФ, но и в соответствии с законодательством своего государства. Также иностранными инвесторами признаются международные организации, деятельность которых осуществляется в соответствии с международным договором.

Если некоторое время в качестве инвесторов в Российской Федерации выступали крупные предприятия, то процесс приватизации положил начало инвестициям частных лиц. Речь идет, прежде всего, о приватизационных чеках, которые многие граждане вкладывали в те или иные компании в надежде в дальнейшем получить определенную прибыль от своих вложений.

В Российской Федерации в настоящее время получило развитие и частное инвестирование как вложение свободных денежных средств для получения прибыли простыми физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей Богатырев, А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений: (Вопросы теории). Автореферат диссертации доктора юридических наук / Акад. Министерства внутренних дел РФ. - М., 2006. - с. 12..

Особый правовой статус у инвесторов при инвестировании в строительстве. В данной ситуации инвестор - физическое лицо, заключая договор долевого участия в строительстве, пользуется дополнительным режимом защиты на основе законодательства о защите прав потребителей. В данных отношениях в силу прямого указания закона деятельность инвестора по направлению средств в строительство будет подпадать под регулирование Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300 "О защите прав потребителей (далее - Закон о защите прав потребителей). Таким образом, граждане-инвесторы, осуществляющие вложение в строительство в непредпринимательских целях, получают дополнительные механизмы защиты своих прав. Особый правовой статус инвестора наблюдается и при осуществлении портфельных инвестиций.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что основным субъектом инвестиционного права является инвестор во всех его законных проявлениях. Однако правовой статус данного субъекта инвестиционного права различен в зависимости от его национально-государственной принадлежности, организационно-правовой формы и сферы осуществления инвестиций Вчерашний, И. Регулирование инвестиционной деятельности в РФ. // Инвестиции в России. - М., 2006. - №1. - с. 22-26. .

В качестве инвесторов могут выступать:

Органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

Граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

Иностранные физические и юридические лица, государство и международные организации.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

В сфере инвестиций можно выделить и других участников инвестиционных правоотношений.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функцию любого другого участника инвестиционной деятельности Гущин, В.В.; Дмитриев, Ю.А. Российское предпринимательское право: учебник / В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -- с 342..

Традиционно слово "инвестор" толкуется как "вкладчик", а "инвестирование" - как "помещение, вкладывание капитала". При желании в таком толковании можно проследить связь с первоначальным смыслом. Действительно, вкладывая деньги в какое-либо предприятие, вкладчик получает возможность распространять на него свое влияние. Чаще всего он эту возможность реализует самым простым способом: вкладывается на свой страх и риск и получает дивиденды со своих вложений или просто не вкладывается (либо отзывает свой вклад), если его что-то не устраивает. В отдельных случаях вкладывание капитала дает ему возможность насаждать на "приобщенной территории" своих ставленников и идеологию с целью участия в управлении и увеличении своего инвестиционного дохода.

Фактически такое общепринятое толкование не только вносит многозначность в понятие "инвестор", но и сдвигает смысл слова в область несущественных характеристик. По сути дела, понятие "вкладчик" (равно как и "вклад") неспецифично не только для какого-то одного процесса, но даже для какой-то сферы деятельности: вкладчиком является не только инвестор, но также, к примеру, спонсор, меценат и т.д. Именно поэтому понятие «инвестор» не может толковаться как «вкладчик».

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев, оговоренных в законодательстве); передачи части полномочий другим организациям Халевинская, Е.В. Государственное регулирование инвестиций // Маркетинг. - М., 2005.- №4. - с. 13-14..

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Инвесторы могут быть заказчиками. В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения на период в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности Фархутдинов, И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие / И.З. Фатхутдинов, В.А. Трапезников. - М.: «Волтерс Клувер», 2006. - с. 138..

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работу по договору подряда и государственному контракту, заключенному с подрядчиком Янковский, К.П., Мухарь, И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб: Питер, 2001. - с. 322..

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе, иностранные, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и органы, для которых создаются указанные объекты. Инвесторы могут быть также пользователями капитальных вложений Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г..

Субъект инвестиционной деятельности может совмещать функции нескольких субъектов. Следует иметь в виду, что это - лишь условное деление субъектов инвестиционной деятельности, отношения, возникающие между субъектами, регулируются другими нормативно-правовыми актами, в том числе Гражданским Кодексом, договорами, заключаемыми между субъектами, ФЗ от 09.07.99г №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Субъекты наделяются правами, обязанностями в соответствии с действующим законодательством. Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, осуществляют контроль целевого использования средств Фархутдинов, И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие / И.З. Фатхутдинов, В.А. Трапезников. - М.: «Волтерс Клувер», 2006. - с. 138..

Инвестиционные фонды также представляют собой субъекты инвестиционной деятельности. Более подробная характеристика инвестиционных фондов как субъектов инвестиционной деятельности представлена в разделе 2.2 данной работы.

Особый субъект инвестиционного права - это государство, которое выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие Российской Федерации, обеспечивается государственными органами РФ, субъектов Федерации в пределах их компетенции и осуществляется:

В соответствии с государственными инвестиционными программами;

Прямым управлением государственными инвестициями;

Введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

Предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

Проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

В соответствии с установленными законодательством, действующим на территории Российской Федерации, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;

Контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации (в ред. Федерального закона от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг");

Антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

Экспертизой инвестиционных проектов Бабук, И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности. Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2002. - с. 167..

В соответствии со ст. 12 Закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития Российской Федерации, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г..

Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть кредиты банков под государственные гарантии.

В отношениях, регулируемых нормами инвестиционного права, его участники связаны взаимными правами и обязанностями. Права и обязанности осуществляются в реальных действиях субъектов по использованию прав и выполнению обязанностей. Инвестиционные правоотношения выступают в качестве юридической формы фактического инвестиционного отношения. Инвестиционные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание (права и обязанности) реализуется для достижения поставленных целей. Вся эта динамика правовых отношений неразрывно связана с юридическими фактами.

В данном случае обычно в инвестиционной деятельности основным таким фактом являются правомерные действия субъектов инвестиционного права по заключению инвестиционного договора, в котором определяются взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливается право на объект.

Однако инвестиционные отношения могут возникать, изменяться, прекращаться не только в результате правомерных действий, но и событий, которые не зависят от воли человека. События становятся основанием для правомерных последствий, например, прекращение правоспособности юридического лица в результате его ликвидации является основанием прекращения обязательств; пожар, наводнение, вызвавшие гибель имущества - объекта инвестирования - выплату страхового возмещения, если имущество было застраховано и т.п.

На основании изложенного предлагается следующее определение субъекта инвестиционного права. Субъект инвестиционного права - лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность и являющееся носителем определенного объема прав и обязанностей, правоспособность и дееспособность которого определяется на основе норм инвестиционного законодательства, которое обладает юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обязанности в определенных сферах инвестирования в объекты, разрешенные действующим законодательством Дятлов, С.А. Инвестиционная концепция развития России. - Спб.: Питер, 2005. - с. 142..

Рассмотрев правовой статус субъектов инвестиционной деятельности в РФ, по нашему мнению следует более подробно изучить государственно-правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов как субъектов инвестиционной деятельности. Этому посвящен следующий раздел выпускной квалификационной работы.

  • 11. Основные принципы международного частного права.
  • 13. Российское законодательство по международному частному праву.
  • 14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
  • 3. Страны, где нормы мчп содержатся в кодифицированных актах разной отраслевой принадлежности (межотраслевая кодификация).
  • 15.Роль международных договоров в развитии международного частного права. Участие рф в договорах по международному частному праву. Роль международных договоров в развитии мчп
  • 17.Место lex mercatoria в регулировании трансграничных отношений. Участие невластных субъектов в его формировании. Международное коммерческое право (lex mercatoria)
  • 18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты. Понятие унификации
  • Особенности правого механизма унификации права Особенности правого механизма унификации права
  • Виды унификации
  • Особенности применения унифицированных норм
  • 19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
  • 20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
  • 21. Понятие и строение коллизионной нормы. Понятие и строение коллизионной нормы
  • Структура и содержание коллизионных норм
  • 22. Виды коллизионных норм. Виды коллизионных норм
  • 23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления. Основные коллизионные принципы.
  • 24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
  • 25. Современные тенденции развития коллизионных норм. Современные тенденции развития коллизионных норм.
  • 27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
  • Проблемы, связанные с применением коллизионных норм Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
  • 28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения. «Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
  • 29. Основания и порядок применения иностранного права. Основания и порядок применения иностранного права
  • 30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
  • 31. Оговорка о публичном порядке.
  • 32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
  • 33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
  • 34. Взаимность и реторсии в международном частном праве. Взаимность и реторсия
  • Реторсии
  • Взаимность в коллизионном праве
  • 35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве. Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
  • 36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
  • 37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
  • 38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
  • 39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
  • Теория инкорпорации
  • Теория оседлости
  • Теория центра эксплуатации
  • Теория контроля
  • «Офшорные» компании
  • 43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
  • 44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Правовое положение иностранных юридических лиц в России
  • 45. Государство как субъект международного частного права. Государство как субъект мчп
  • 46. Иммунитет государства: понятие, виды.
  • Виды иммунитета в теории и практике государств:
  • Концепции иммунитета государства
  • 47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
  • 48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
  • 49. Международные организации – субъекты международного частного права. Международные организации как субъекты мчп
  • Международные организации как субъекты международного частного права
  • 51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
  • 52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
  • Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
  • 53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
  • 55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
  • 56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности. Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.
  • 58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
  • 59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
  • 60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
  • 61. Договор международной купли-продажи товара.
  • 62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
  • 63. Форма внешнеэкономического договора. Форма внешнеэкономического договора (контракта)
  • 64. Международный финансовый лизнг.
  • 65. Международный факторинг
  • 66. Обычаи международной торговли.
  • 67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. Инкотермс-2010
  • 68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа)
  • Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
  • 69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание. Международные денежные обязательства: понятие, содержание
  • 2 Основных подхода в расчетах:
  • 70. Вексель и чек в международном частном праве. Вексель и чек в международном частном праве
  • 71. Валютные условия внешнеэкономической сделки. Валютные условия внешнеэкономической сделки
  • 72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
  • Основные термины и понятия
  • 73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
  • 74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
  • 75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
  • 76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
  • 77. Современные тенденции развития международного деликтного права. Современные тенденции развития международного деликтного права.
  • 78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
  • 79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
  • 80. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда, причиненного товарами, работами, услугами, недобросовестной конкуренцией, в Российской Федерации.
  • 81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
  • Понятие и особенности интеллектуальной собственности
  • 82. Международно-правовая охрана авторских прав.
  • 83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации. Авторские права иностранцев в Российской Федерации
  • 84. Международно-правовая охрана смежных прав. Международно-правовая охрана смежных прав.
  • 85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
  • 86. Международно-правовая охрана товарных знаков. Международно-правовая охрана товарных знаков
  • 87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках снг.
  • 88. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации. Права российских граждан за рубежом. Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
  • 89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
  • 1. Простая
  • 90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
  • 91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации. Международно-правовое регулирование наследственных отношений
  • 92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
  • 93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
  • Правила определения норм, применяемых к конкретным трудовым правоотношениям с участием иностранных граждан
  • 94. Международно-правовое регулирование морской перевозки. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
  • 95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки. Международные воздушные перевозки.
  • Международные воздушные перевозки
  • 96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
  • 97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
  • Понятие международного гражданского процесса
  • 98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
  • Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
  • 100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
  • Исполнение решений иностранных судов
  • Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда
  • Признание решений иностранных судов
  • Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
  • 101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
  • 102. Легализация официальных документов: понятие, способы. Легализация официальных документов: понятие, способы.
  • Легализация официальных документов: понятие и способы.
  • 103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
  • Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
  • 104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
  • 105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
  • Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
  • Виды мка: институционный и изолированный
  • 106. Международно-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Единообразные регламенты и типовые законы.
  • 107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
  • 108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
  • 109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.
  • 53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.

    Иностранные инвестиции - это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции делят на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции - это создание совместных предприятий и предприятий, на 100% принадлежащих иностранным инвесторам. Последние прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Цель прямого инвестирования - максимальная оптимизация использования средств, минимизация налогов и затрат на посредников.

    Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия). Основные моменты, которые предоставляют иностранным инвесторам определенные преимущества1:

    1) возможность репатриации доходов;

    2) возможность осуществления деятельности через филиалы иностранного юридического лица как особую юридическую форму инвестиций.

    В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа - национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Руководство по регулированию иностранных инвестиций, разработанное и принятое Мировым банком (1992), предусматривает (ст. 2): "Каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций... Государства будут принимать во внимание, что открытый доступ... (при существовании списка ограниченного числа отраслей и видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска либо лицензирования) является наиболее эффективным решением проблемы правового регулирования иностранных инвестиций".

    Универсальное международное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

    В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл. IV). В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

    Более действенный способ защиты иностранных инвестиций - это страхование. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 г. предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА - заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков - это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий).

    Кроме традиционных некоммерческих рисков Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства. В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков.

    Самым гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений - обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставить гарантии беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантии от некоммерческих рисков.

    Двусторонние международные договоры о взаимной защите инвестиций предусматривают взаимную обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (Россия заключила подобные соглашения с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией).

    В Соглашении между СССР и Испанией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (1990) Россия участвует в порядке международного правопреемства. В соответствии с Соглашением термин "инвестор" означает:

    1) любое физическое лицо, являющееся гражданином или подданным одной из Сторон и правомочное в соответствии с действующим законодательством этой Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Стороны;

    2) любое юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одной из Сторон, находящееся на ее территории и правомочное в соответствии с действующим законодательством этой Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Стороны.

    Капиталовложения - это любые имущественные ценности, в частности:

    1) акции и другие формы участия в предприятиях;

    2) права, вытекающие из любых вкладов, сделанных с целью создания экономических ценностей;

    3) недвижимое имущество, а также все виды прав, связанных с ним;

    4) права на интеллектуальную собственность (патенты, товарные знаки, наименования мест происхождения товара, фирменные наименования, промышленные образцы, авторские права, технологии и "ноу-хау");

    5) права на осуществление экономической и коммерческой деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, касающиеся разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных ресурсов.

    Каждая из Сторон обеспечивает на своей территории защиту капиталовложений, осуществляемых в соответствии с ее законодательством инвесторами другой Стороны (ст. 4). Каждая из Сторон обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении капиталовложений инвесторов другой Стороны. Такой режим будет не менее благоприятным, чем режим, предоставляемый каждой из Сторон в отношении капиталовложений, осуществляемых на ее территории инвесторами любого третьего государства (ст. 5).

    Любой спор по выбору инвесторов рассматривается:

    1) Арбитражным институтом Стокгольмской торговой палаты;

    2) третейским судом ad hoc, созданным в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

    При рассмотрении споров третейский суд принимает решения на основе:

    1) положений Соглашения;

    2) национального законодательства Стороны, на территории которой размещены капиталовложения, включая коллизионные нормы права этой Стороны;

    3) норм и общепризнанных принципов международного права.

    Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США).

    В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях - к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

    Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию - в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

    Инвестиционное законодательство Новой Зеландии - Закон об иностранных инвестициях (1973), Правила регулирования иностранных капиталовложений (1985), Закон о торговле (1986). Компании - филиалы иностранных фирм, находящиеся на территории Новой Зеландии, по Закону о компаниях (1955) не рассматриваются как национальные предприятия. Порядок их учреждения на территории Новой Зеландии требует согласия Комиссии по иностранным инвестициям. Иностранное лицо должно получить разрешение Комиссии по иностранным инвестициям, если оно намерено:

    1) создать новый бизнес, превышающий 10 млн новозеландских долл.;

    2) приобрести новозеландскую компанию стоимостью свыше 10 млн новозеландских долл.

    Принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Он предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

    В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы. Во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство. Иностранные инвестиции - это вложение принадлежащего иностранному инвестору капитала в промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, облигации, акции, торговлю, образование и другие отрасли на территории РФ в целях получения выгоды. Иностранные инвестиции могут быть в виде денег (в иностранной и российской валюте), ценных бумаг, иного имущества и имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), услуг и информации. Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их правосубъектности и не запрещенные законодательством, в том числе приобретать имущественные права.

    Правовой режим иностранных инвестиций и деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России (национальный режим). Изъятия и ограничения деятельности иностранных инвесторов могут быть установлены только федеральными законами и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности России. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

    Организации с иностранными инвестициями - это коммерческие организации, в которых иностранное юридическое или физическое лицо обладает более 10% доли в уставном капитале.

    Установлен перечень "неблагоприятных изменений законодательства":

    Изменение размеров ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды;

    Увеличение совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов;

    Установление режима запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций.

    31. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской

    Федерации.

    Трансграничные инвестиционные отношения относятся к категории внешнеторговой деятельности (ст. 1 Федеральный закон «Об экспортном контроле» 1999 г. изменения впервые)

    Квалификация инвестиционной деятельности как внешнеэкономической определяет применение к ней МЧП.

    Существенная черта именно инвестиционных сделок состоит в том, что инвестор - главное лицо в сделке - действует на свой «страх и риск », не только не ожидая компенсации от принимающей стороны, но и вкладывая средства в социальные и иные сферы деятельности принимающего государства-­реципиента еще до начала реального получения прибыли.

    (Например:по иностранным кредитам, осложненным обязательством выплаты процентов в валюте долга, Россия на май 2007 г. имела общую задолженность в 290 млрд долл.

    Таким образом, инвестиционная сделка имеет свои особенности, в первую очередь обусловленные заинтересованностью государств в приглашении иностранного инвестиционного капитала.

    Определение понятия иностранных (трансграничных) инвестиций существует в двух основных вариантах и зависит от того, какое место в правоотношении традиционно занимает государство.

    Для принимающего государства­-реципиента цели инвестирования — создания рабочих мест, развития отраслей, требующих особых затрат, регионов особой сложности, осуществления особо капиталоемких проектов, а также достижения социального эффекта в принимающем государств

    Для государства­-инвестора цель инвестирования — получение коммерческой выгоды и стремление к созданию соответствующих цели льготных условий в государстве­ реципиенте.

    Доктрина определяет иностранные инвестиции как материальные и нематериальные ценности, принадлежащие иностранным лицам, находящиеся на территории принимающего государства и используемые с целью как извлечения прибыли, так и развития экономики этого государства (включает недвижимое и движимое имущество, право залога, ипотеки, другие имущественные права, все виды ценных бумаг, в том числе депозитарные расписки, долговые обязательства, требования по денежным средствам, иным договорным обязательствам, имеющим экономическую ценность, права на интеллектуальную собственность, ноу­хау, предоставляемые на основе закона или договора, в силу любых лицензий, разрешений, включая право на разведку, разработку, добычу, эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с территориальным статутом, т. е. законами принимающего государства).

    К определению статута недвижимости как инвестиционного вложения безусловно применяется коллизионный принцип lex rei sitae, используемый также и при определении статута движимости.

    11.2. Виды трансграничной инвестиционной деятельности

    По характеру участия инвестора виды иностранной инвестиционной деятельности подразделяются на:

    · прямое инвестирование, т. е. вложения имущественных и неимущественных ценностей в виде определенной доли, непосредственно размещаемые в производстве и предусматривающие участие инвестора в управлении, и

    · портфельное инвестирование, реализуемое через приобретение блокирующего и неблокирующего пакета акций в целях получения дохода от деятельности конкретного предприятия (но не биржевой торговли акциями как способа получения дохода).

    Возможно сочетание обоих видов вложений иностранных инвестиций - прямых и портфельных - при взаимном сотрудничестве по обмену портфельных и прямых инвестиций в предприятиях друг друга. Так, в 2007 г. российскими и алжирскими лицами (Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть и Sonatrach) принято решение об участии алжирских инвесторов в разработке четырех месторождений в России в обмен на пакет в одном из двух заводов по выпуску газовых труб в Алжире.

    Трансграничное прямое инвестирование (ТПИ) выгодно в случаях благоприятного инвестиционного климата, небольших рисков и большого объема рынка вложений, обеспечивающих вместе значительный возврат инвестиций. Россия, ныне занимающая 12­ е место (до 30 млрд долл. ежегодно - на уровне Австралии) в перечне 90 стран­ реципиентов и 2­е место среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) как стран с быстро растущей экономикой, на ближайшее пятилетие прогнозирует рост ТПИ примерно на 30­35%.

    К рискам для ТПИ относят часто меняющееся законодательство, неэффективность судебной системы, негативные черты бизнес­среды, в том числе протекционизм, включая опасность создания госкомпаний в областях реализации ТПИ. Наиболее желательным для ТПИ с позиций государства­-реципиента является освоение сложных георайонов, новых месторождений, капитало­ и наукоемких производств. Для самого ТПИ предпочтительнее механизмы слияний - поглощений уже действующих предприятий, что, в свою очередь, заставляет государство дифференцированно относиться к ТПИ и принимать меры по защите национального производителя.

    Покупка неблокирующего пакета свидетельствует о неагрессивности инвестора. С другой стороны, для деятельности портфельных миноритариев существует реальная угроза вытеснения из предприятия путем сфальсифицированного снижения цены акций, особенно типа free­float (через выпуск их в свободную продажу), через уменьшение дивидендов и последующего выкупа подешевевших акций мажоритарием по заниженной цене. Напротив, для привлечения миноритарных акционеров возможно искусственное увеличение дивидендной доходности акций.

    Портфельное инвестирование зачастую используется для ухода от налогов в стране происхождения капитала через создание в офшорных зонах de jure «иностранных» фирм.

    Международное частное право имеет в активе способ противодействия таким правонарушениям:

    он заключается в применении к определению личного статута таких «обманных» фирм концепции контроля , т. е. определения в качестве личного статута права государства инкорпорации фирмы происхождения капитала , а не права места регистрации, каким выступает офшор.

    Портфельные инвестиции могут быть также использованы как «троянский конь» для проникновения без необходимых разрешений (лицензий) в отрасли хозяйства, связанные с землепользованием и добычей ресурсов; так, в 2005 г. японская Mitsui & Co. Ltd «вышла» на якутское угольное месторождение через приобретение 30%­ного пакета акций российского предприятия Evras.

    В структуре инвестиционного капитала различаются:

    мажоритарные инвестиции (иногда называемые стратегическими , хотя в последнее время, в том числе и в Федеральном законе 2008 г. «Об ограничении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации», этот термин применяется для обозначения инвестиций, вкладываемых в наиболее значимые отрасли экономики принимающего государства) и

    миноритарные инвестиции .

    Другим элементом структуры является установление принимающим государством минимальной и максимальной величины доли или пакета , во­первых, для получения статуса инвестора, во­вторых, для допуска его к инвестиционной деятельности в отдельных отраслях экономики, особо важных для обеспечения экономической безопасности.

    Трансграничное венчурное (иногда называют экстремальным) инвестирование является новым видом осваиваемой в осуществляется самим инвестором; Оно отличается от классических прямых большей долей риска, почему, как правило, и пользуется поддержкой государства. Венчурные инвестиции вкладываются в перспективные высокотехнологичные проекты на ранних стадиях их развития , имеют высокий «инвестиционный возврат» в течение сравнительно небольшого периода времени так что срок выхода из проекта с этой прибылью осуществляется в пределах 4-7 лет.

    Как типичный пример венчурного (инновационного) инвестирования можно рассматривать принятое в конце 2007 г. решение компаний Google, Hewlett­Packard, Wal­Mart, IBM о начале инвестирования в альтернативную энергетику - производство солнечных, ветряных, геотермальных источников энергии в Англии, Ирландии, Германии, Испании и др. в целях борьбы с сокращением выбросов углеводородов в атмосферу Земли.

    К сожалению, венчурные трансграничные инвестиционные отношения на территории России пока существуют в правовом вакууме, который заполняется за счет общих принципов инвестиционного регулирования и аналогии национального закона и права, включая коллизионное регулирование, типичное для внешнеэкономической деятельности.

    Важным и весьма распространенным видом инвестирования являются сделки в виде соглашений о разделе продукции (СРП) . Особенности,

    · одним из субъектов правоотношения выступает само государство. Этот факт обеспечивает приоритет применения его права в случае возникновения спорной ситуации.

    · Для осуществления прав на разведку, добычу, реализацию полезных ископаемых применяется разрешительный порядок, реализуемый часто через проведение аукционов, тендеров (конкурсов). За реализацию переданных инвестору прав государство взимает разовые бонусы за пользование недрами, ежегодные платежи за поиск и разведку - ренталс, регулярные платежи - роялти, зависящие либо от величины площади исследования, либо от количества добытого сырья, либо от времени работы; от остальных платежей за пользование недрами инвестор, как правило, освобождается. Все эти выплаты реализуются инвестором через передачу принимающему государству определенного количества добытого сырья, находящегося в труднодоступных, многозатратных и требующих освоения георайонов.

    · Федеральным законом 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. 2004 г.).

    11.3. Субъекты трансграничных инвестиционных правоотношений

    Для всех перечисленных видов деятельности существует разрешительный порядок, характеризуемый, как было указано ранее, наличием разрешения государства на конкретный вид деятельности, на конкретный район деятельности, на определенную в процентном или суммовом выражении долю участия. Отсюда в понятийном аппарате института закрепилось и используется в международных договорах понимание одобренных и не одобренных государством инвестиций.

    Как следует из предыдущего изложения, трансграничный инвестиционный фонд - это особая коммерческая организация. Она осуществляет деятельность, санкционированную личным и территориальным правопорядками, на широкой международной основе.

    Несмотря на общую с иными юридическими лицами корпоративную основу деятельности, указанная коммерческая организация характеризуется исключительной правосубъектностью в сфере коллективного инвестирования и получения прибыли от держания активов, а также осуществления трансграничных сделок .

    В настоящем параграфе постараемся отразить особенности предмета права иностранных инвестиций в применимом контексте. Им выступают инвестиционные правоотношения, в составе которых один из элементов (субъект или объект) в качестве интегральной части содержит иностранный публичный порядок, характеризующийся уникальным подходом к вопросу признания и защиты субъективных прав.

    Приведенный правовой элемент не оказывает влияния ни на природу, ни на содержание, ни на структуру инвестиционного правоотношения. Это
    урегулированное нормами частного права общественное отношение по реализации прав собственности в отношении родовых (лат. - res genus) или индивидуальных (лат. - res species) вещей, которые могут быть средством извлечения выгоды или достижения иного значимого для собственника эффекта от включения в имущественный оборот при условии принятия определенной доли риска.

    Однако указанный элемент не позволяет подчинить правоотношение прямому действию материальных норм одного государства. Его появление требует перед разрешением цивилистической проблемы уделить внимание коллизионной через обращение к механизму устранения конфликта правовых элементов.

    Обращение к такому механизму оправдано и имеет место при наличии многообразия национальных законодательных актов, содержащих «разные нормы для одинаковых отношений» . Само же правоприменение строится на определенном наборе принципов. Схематично, в наиболее общем виде их можно представить следующим образом:

    1) в основе правоприменения - цель отыскания наиболее тесной связи (фр. - le lien le plus etroit) с объективным правопорядком, компетентным в разрешении трансграничного частноправового спора;

    2) при предписании на равной основе применяется как национальное, так и иностранное право;

    3) применением иностранного права не нарушаются публичные интересы национального правопорядка.

    Характерная особенность инвестиционных отношений, субъектом которых выступает трансграничный инвестиционный фонд, заключается в подчинении персональному, реальному либо обязательственному статуту в зависимости от условий реализации субъективных прав. Имеется в виду то, что выбор применимого права (привязка) определяется кругом и разнообразием реализуемых правоотношений (объем юридической нормы).

    При этом не имеет значение характер состава субъектов правоотношений. Это связано с отстаиваемой нами концепцией недопущения наличия публично-правовых преференций в области международного частного права в связи с реализацией на общих основаниях частноправовой деятельности.

    Инвестиции, или частный международный капитал, - это основа и цель деятельности трансграничных инвестиционных фондов.

    Примечательно в этой связи то, что если периоду первой волны глобализации характерна национальная основа привлекаемого капитала, то начиная с середины XX столетия (вторая волна глобализации) имеет место трансграничная. Этому во многом способствовали меры финансовой либерализации. Их реализация открыла широкие возможности перед институциональными инвесторами в вопросе привлечения иностранного капитала.

    При этом качество поступления обеспечивают квалифицированные инвесторы (англ. - qualified investors), в то время как объем составляют мелкие индивидуальные инвесторы (англ. - small individual investors). Их активность обусловливается стабильным правовым и экономическим положением. В этом случае речь идет о личных сбережениях, которые не накапливаются либо подвергаются изъятию при политических и экономических кризисах. Так, в период до Первой мировой войны, в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами, а также в течение нескольких десятилетий, следующих за окончанием Второй мировой войны, экономическая отрасль коллективного управления активами претерпела существенный упадок ввиду предложения только интеллектуального капитала.

    Такой капитал формируется из вкладов физических и юридических лиц, наделенных необходимым объемом правоспособности в личном правопорядке. В связи с осуществлением вложения в организационную форму коллективного инвестирования они становятся ее участниками, принимая на себя риски потерь в объеме вложенных средств.

    При этом доля участия определяет объем прав и обязанностей. Если она образует мажоритарный интерес, подразумевающий наличие контрольного пакета акций, а также право оперативного контроля и управления деятельностью, к раскрытию дефиниции которого мы прибегаем далее, возникает фидуциарная обязанность. Она предполагает осуществление действий либо принятие решений, не нарушая интересы других участников.

    В иностранной судебной практике в этом случае применяется термин «стандарты фидуциарной обязанности». Обращение к нему, в частности, имело место в деле Flying Disc Investments LP, et al. v. Baker Communications Fund II, L.P., et al and Flying Disc Investments LP, et al. v. Wine.com, et al. Детерминирующей в вопросе возникновения фидуциарной обязанности выступает функциональная дефиниция контроля, определяемая личным законом юридического лица (на лат. - lex societatis).

    Как правило, в наиболее общем виде, функциональная дефиниция контроля раскрывается через право достижения, определения, принятия и утверждения решений в отношении состава управленческих кадров, выбора основной стратегии деятельности, распоряжения активами, изменения либо преобразования организационно-правовой формы целевой компании. Закрепленная во многих правопорядках такая функциональная дефиниция контроля имеет определяющее значение в вопросе санкционирования сделок, осуществляемых иностранными правительствами.

    Речь идет о трансграничных инвестиционных сделках суверенных фондов благосостояния. В большинстве государств они являются объектом пристального внимания со стороны компетентных лиц личного правопорядка целевой компании. Это связано с потенциальной угрозой национальной безопасности. К примеру, в США концепция национальной безопасности предусматривает недопущение иностранных (публичных) инвесторов к инфраструктуре и технологиям, представляющим особое значение.

    При этом, обращает на себя внимание тот факт, что контроль может быть приобретен как через традиционные сделки приобретения активов, так
    и путем реализации альтернативных. Речь идет о структурированных сделках обеспеченного займа. В таком случае loan-to-own стратегия приобретения контроля целевой компании позволяет:

    1) извлечь преимущества из автономии воли (англ. - party autonomy) и выбора оптимальной юрисдикции для определенной сделки (англ. - forum shopping);

    2) снизить потенциальные риски и обеспечить достижение поставленных перед ее реализацией целей через право удовлетворения требований в «первых очередях» кредиторов.

    Ввиду особенности юридической конструкции трансграничного инвестиционного фонда сбор и аккумулирование инвестиционного капитала, характеризующие первый уровень в структуре правоотношений, единым элементом которой выступает трансграничный инвестиционный фонд, осуществляются посредством выпуска ценных бумаг. Его цель состоит в приобретении средств в объеме, необходимом для эффективного вложения на трансграничной основе вне зависимости от того, будут ли они внесены многими или только одним или несколькими лицами.

    В этом случае трансграничный инвестиционный фонд выступает эмитентом, то есть лицом, обязанным по ценным бумагам, удостоверяющим действительные взносы капитала физических и юридических лиц. При этом реализация гражданско-правовых сделок по отчуждению ценных бумаг трансграничными инвестиционными фондами в пользу первых и всех остальных владельцев, подчиняется действию материального права, избранного 1) волей сторон (лат. - lex electa) либо 2) на основе действия национально-правовых и международно-правовых коллизионных норм или

    3) исходя из национально-правовой практики коллизионного регулирования.

    Привлеченные средства вкладываются в иностранные активы в целях получения прибыли от международной диверсификации и ее дальнейшего распределения среди участников. В некоторых случаях преследуется цель поддержки наукоемких проектов в ходе реализации коммерческой
    деятельности либо продвижения социальных программ в рамках социального предпринимательства.

    Это составляет второй уровень в двухуровневой взаимосвязанной структуре правоотношений, общим элементом которых выступает трансграничный инвестиционный фонд. При этом характеризующие его капиталовложения осуществляются в пределах правомочий, закрепленных личным и территориальным правопорядками трансграничного инвестиционного фонда.

    В качестве объекта трансграничных инвестиционных правоотношений с участием трансграничных инвестиционных фондов выступают родовые (лат. - genus) либо индивидуальные (лат. - species) вещи. Права на них, как и их содержание определяются по праву места их нахождения.

    Примечательно в этой связи то, что понятия права «объект трансграничных инвестиционных сделок» и «объект трансграничных инвестиционных прав» признаются взаимозаменяемыми. Их содержание по российскому праву составляют вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Они характеризуются не ограниченным публичными интересами правопорядка места нахождения либо личными интересами собственника свойством оборотоспособности.

    В свою очередь, объем понятия права «объект трансграничных инвестиционных прав» уже понятия «объект гражданских прав». В российском праве содержание понятия «объект гражданских прав» составляет открытый перечень имущества, имущественных и неимущественных прав, свободно отчуждаемых и переходящих от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства.

    При этом объем понятия права «объект трансграничных инвестиционных сделок с участием трансграничных инвестиционных фондов» уже понятия «объект трансграничных инвестиционных сделок». Это связано с ограниченным составом имущества, которое может быть объектом доверительного управления.

    Добросовестность приобретения, а также действительность прав на такое имущество определяются и защищаются на трансграничной основе правом места нахождения вещи в момент ее передачи, в том числе в случае ее дальнейшего перемещения. При этом коллизионно-правовой принцип lex rei sitae (или lex situs , в переводе с латинского языка обозначающий «закон местонахождения вещи») как в отечественной, так и зарубежной доктрине признается в качестве общепризнанного и безусловно применяемого при регулировании частных правоотношений на международной основе. Со времен упорядочения итальянской школой постглоссаторов достигнутых успехов в толковании кодификации Юстиниана залог неизменного обращения заключается в простоте, предсказуемости и определенности правоприменения.

    Тем не менее, несмотря на единый (территориальный) подход к определению возникновения прав собственности, иных вещных прав на объект трансграничных инвестиционных сделок с участием трансграничных инвестиционных фондов по закону местонахождения вещи (лат. - lex rei sitae), а также вне зависимости от того, что содержание этих прав тоже определяется законом местонахождения вещи, их квалификация в качестве движимых либо недвижимых вещей детерминирует исключительный во всех случаях либо имеющий непосредственное отношение к сделке объективный правопорядок. Для вещей, являющихся по природе либо по назначению права недвижимыми, не имеет значение, где, при каких условиях и кем заключена сделка в отношении определения их судьбы. Возникающие из такой сделки права подчиняются действию территориального статута.

    Тот же принцип, но в связи с имуществом, характеризуемым в качестве перемещаемого самостоятельно либо при посредстве внешней силы, дает иные результаты правоприменения. В силу широко развитой концепции
    мобильности товаров, работ и услуг, вопросы определения возникновения и прекращения вещных прав, их содержание и защита подчиняются праву государства места нахождения имущества в представляющий значение для сделки момент. Это характеризует lex rei sitae одновременно в качестве жесткой и гибкой коллизионной привязки.

    При этом в отношении ценных бумаг коллизионно-правовая привязка определяется введенной в практику правового регулирования концепцией, отражающей существо усложнившегося объема коллизионной нормы.

    Ценные бумаги - особая разновидность объектов гражданских прав, роль которых в контексте настоящего исследования детерминируется обеспечением привлечения частного международного капитала и реализацией прав контроля иностранной собственности.

    Речь идет о концепции несертифицированной (бездокументарной) ценной бумаги. Она воспринята системой американского права в 1977 г. для предоставления эмитентам возможности избрания альтернативного традиционному способа выпуска ценных бумаг. При нем передача так называемых «овеществленных прав» как юридический факт подтверждается записью в реестре эмитента. В этом случае связующим критерием, определяющим компетентный правопорядок, выступает место ведения такого реестра.

    Условием дифференциации объема также послужило введение в ответ на бумажный кризис США 1960 г. системы трансфертов. Она связывает локализацию сертифицированных ценных бумаг с местом ведения реестра соответствующего депозитария, основного ответственного за их держание элемента системы.

    Наконец, свое значение возымело введение системы опосредованного держания, предусматривающей фигуру посредника. С его местным правопорядком, определяемым на основе каскадной системы привязок (генеральной, субсидиарной и субсубсидиарных), связывается приобретение титула на ценные бумаги, права и обязанности посредника, допустимость
    возложения обязанностей в отношении третьих лиц в связи с правом на ценные бумаги либо признания их требований. Таковыми выступают закон, избранный сторонами сделки (лат. - lex voluntatis), закон наиболее тесной связи (англ. - proper law), личный закон юридического лица (лат. - lex societatis).

    Однако в отношении определенной разновидности индивидуальных вещей (лат. - res species), представляющих денежную, эстетическую и интеллектуальную ценность и являющихся в некоторых случаях объектом доверительного управления, обращение к закону местонахождения вещи должно быть ограничено.

    Это связано с возможностью порождения нежелательных правовых последствий, таких как узаконение кражи, приводящей к дальнейшему переходу прав, в том числе добросовестному. К примеру, в деле Winkworth v. Christie, Manson &Woods, Ltd. у английского истца в Англии были похищены предметы искусства, которые затем были вывезены в Италию и проданы там добросовестному приобретателю. Последний по истечении определенного времени привез эти предметы искусства обратно в Англию для выставления на аукционе. В связи с тем, что титул на них был добросовестно приобретен в Италии, месте их нахождения, английский суд применением коллизионно-правового принципа lex situs признал их.

    Ввиду этого для недопущения развития практики нарушения прав первоначальных собственников предметов искусства, незаконно вывезенных из страны, в качестве альтернативной предлагается использовать коллизионно-правовую привязку lex originis (закон происхождения) или renvoi (обратная отсылка). В вопросе определения правового титула эти инструменты международного частного права отсылают к государству происхождения. При этом, по мнению англо-американского исследователя Д.Финчема, выпустившего ряд статей, посвященных коллизионно-правовому регулированию трансграничного перемещения культурных ценностей, «renvoi - это уникальный коллизионно-правовой принцип, который
    достаточно редко используется ввиду недостаточной определенности и согласованности» , присущей в рассматриваемом случае закону местонахождения вещи (на лат. - lex rei sitae).

    В качестве правовой доктрины обратная отсылка характеризуется своей комплексностью. Это связано с широким толкованием понятия «иностранное право», предполагающим как материальное, так и коллизионное право иностранного государства, к которому отсылает коллизионно-правовая норма места рассмотрения трансграничного гражданско-правового спора.

    Ввиду того, что выбор коллизионно-правовой привязки предполагает, по мнению Ф.Вишера, «политико-правовое решение» , обратная отсылка к национальному либо правопорядку третьей стороны, посягает на национальные интересы и предпочтения. В этой связи международными коллизионно-правовыми инструментами закрепляется правило запрета обратной отсылки, к примеру, Регламентом Европейского союза (Рим II) .

    Как следует из вышеизложенного в целях территориальной локализации предмета трансграничной инвестиционной сделки с участием трансграничного инвестиционного фонда в качестве генеральной привязки предлагается использовать закон местонахождения вещи (лат. - lex situs). В свою очередь, закон происхождения (лат. - lex originis) - в качестве субсидиарной, чье действие обусловливается удовлетворением ratione materiae (дословно - ввиду обстоятельств, связанных с предметом
    рассмотрения). Это находящиеся в доверительном управлении вещи, представляющие денежную, эстетическую и интеллектуальную ценность.

    Для этого предлагается дополнить ст. 1205 Гражданского кодекса Российской Федерации положением следующего содержания: «Исключение составляет движимое имущество, подпадающее под правовую категорию «культурные ценности», право собственности и иные вещные права на которое определяются по праву страны его происхождения». Это позволит обеспечить надлежащее соблюдение частных и публичных интересов при обороте российских культурных ценностей в рамках трансграничной деятельности.

    Все вышеизложенное свидетельствует об особом характере отношений с участием трансграничных инвестиционных фондов. Это обособленная разновидность осложненных иностранным элементом частноправовых отношений, самостоятельными признаками которых являются:

    а) двухуровневая взаимосвязанная структура, в рамках которой трансграничный инвестиционный фонд - принимающая прямой или портфельный иностранный капитал сторона (первый уровень), и прямой или портфельный иностранный инвестор (второй уровень);

    б) специальный субъект (трансграничный инвестиционный фонд) -

    коммерческая организация, наделенная исключительной

    правосубъектностью в сфере коллективного инвестирования;

    в) своеобразная правовая кауза - поддержка наукоемких проектов, привлечение высокопотенциального капитала крупных иностранных институциональных инвесторов в национальную экономику, решение задач социального предпринимательства;

    г) как частный, так и публичный характер состава субъектов;

    д) усеченный состав объектов, исходя из особенностей доверительного управления имуществом.

    В этой связи считаем необходимым ввести в доктрину международного частного права понятие инвестиционных отношений с участием
    трансграничных инвестиционных фондов. Это урегулированные системой общих либо специальных норм прямого действия общественные отношения по трансграничному движению родовых или индивидуальных вещей на стадиях формирования и управления особыми коммерческими организациями международными портфелями инвестиций.

    Такая дефиниция помимо цели обособления инвестиционных отношений с участием нового вида субъекта в ряду отношений, подчиняющихся праву иностранных инвестиций, имеет важное практическое значение. Оно заключается в отражении особенностей правового регулирования, определяемых элементным составом и условиями реализации указанных отношений.

    Главным субъектом инвестиционных отношений*(764) , независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.

    Инвесторы - это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Возникает интересный вопрос о соотношении категорий "инвестор" и "предприниматель". Понятно, что каждый предприниматель, развивающий бизнес, вкладывает в дело свои, заемные или привлеченные средства и, соответственно, в определенных правоотношениях выступает как инвестор. Но далеко не каждый инвестор должен быть предпринимателем, иначе, например, приобретатель акции или иной ценной бумаги должен был бы регистрироваться в качестве предпринимателя. Большинство специалистов склоняются именно к такой точке зрения*(765) .

    Следует отметить, что и действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Так, согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. К числу таких объединений принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые для осуществления крупномасштабного строительства. Среди юридических лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления. Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг , об акционерных обществах и др. Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

    Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения, имеют, в частности, равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.

    Права инвестора, осуществляющего портфельные инвестиции, определяются ценными бумагами, которыми он владеет. Так, например, обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).

    Обязанности инвесторов, осуществляющих капитальные вложения, также закреплены на законодательном уровне и заключаются, в частности, в соблюдении стандартов (норм и правил); исполнении законных требований, предъявляемых компетентными государственными органами и их должностными лицами; в использовании средств по целевому назначению. Обязанности портфельного инвестора зависят от категории и количества принадлежащих ему ценных бумаг и заключаются, например, в обязанности испросить предварительное согласие у органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на приобретение свыше 20% голосующих акций (ст.18 Закона о конкуренции на товарном рынке) или уведомить акционерное общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 о намерении приобрести самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более 30% размещенных обыкновенных акций этого общества (п.1 ст.80 Закона об АО).

    Гарантии инвесторов - важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.

    Для законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, характерна так называемая стабилизационная (или "дедушкина") оговорка, защищающая инвестора от изменений законодательства в ходе реализации инвестиционного проекта, ограничивающих его права. Такие оговорки имеются, например, в Законах об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений (п.2 , 3 ст.15 ), об иностранных инвестициях в РФ (ст.9 ), о соглашениях о разделе продукции (ст.17 ). Так, если при реализации приоритетного инвестиционного проекта, осуществляемого в форме капитальных вложений, изменяются федеральные законы и иные правовые акты, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений, такие законы и правовые акты не применяются к инвестору в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта при условии, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, используются инвестором по целевому назначению для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

    Лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с приоритетно действующими международными договорами или законодательством РФ.

    Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от их специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи - при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг - при осуществлении портфельных инвестиций.

    Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны - как носитель властных полномочий. Правовое регулирование участия государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом "О Бюджете развития Российской Федерации", Указом Президента РФ "О частных инвестициях в Российской Федерации", а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.

    Основным источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год. Расходование средств Бюджета развития по сути определяет способы непосредственного участия государства в инвестиционной деятельности:

    кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

    прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;

    предоставление инвесторам государственных гарантий в виде поручительства Правительства РФ под заемные средства для реализации инвестиционных проектов*(766) .

    Использование денежных средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Государственные гарантии предоставляются также на конкурсной основе. Условиями победы в конкурсе могут быть:

    более высокий (относительно других инвестиционных проектов) уровень отдачи в федеральный бюджет, рассчитываемый как показатель бюджетной эффективности, определяемый отношением суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии (п.8 Порядка предоставления государственных гарантий);

    наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным проектам (не более 50 млн долларов США) - не менее 10% указанного объема;

    диверсификация риска государства с частным капиталом, выражающаяся в присутствии частных соинвесторов, кредиторов, а также в наличии у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией.

    Таким образом, на законодательном уровне устанавливаются принципы, способствующие повышению ответственности частного инвестора и эффективности использования бюджетных средств.

    Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе финансовой, банковской, налоговой. Ряд новелл в Налоговом кодексе РФ напрямую касаются реализации инвестиционной политики государства.

    С 1 января 1999 г. коммерческие организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст.66 НК РФ). Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее и не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50% платежей по соответствующему налогу. Сумма кредита при техническом перевооружении может составлять 30% стоимости приобретенного организацией оборудования.

    Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть, в частности, проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.

    Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет, принимают федеральные органы исполнительной власти; в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, - финансовые органы этого государственного образования в части, поступающей в муниципальное образование, - органы местного самоуправления. Принятое решение оформляется договором об инвестиционном налоговом кредите, заключаемым между налогоплательщиком и уполномоченным органом.

    "