Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) .

Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1)развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2)механизация и автоматизация производства и управления;

3)массовое производство товаров на широкий рынок;

4)высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5)рост урбанизации и социальной мобильности;

6)увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7)формирование гражданского общества.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

11. Понятие социальной структуры и различные теоретические подходы к проблеме социального структурирования.

Общество, его признаки Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Таким образом, общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Социологи по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. 1. Общность территории, как правило, совпадающей с государственными границами, поскольку территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов, т. е. общество без вмешательства извне может осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. 4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Это обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. К основным элементам социальной структуры общества принято относить: социальные индивиды (личность); социальные общности; социальные институты; социальные связи; социальные отношения; социальную культуру. Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде: Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды. Социальные учреждения, общественные институты, организации. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п. Кроме того, существует подход к рассмотрению структуры общества с выделением в нем сфер. Обычно выделяют следующие: экономическая сфера; политическая сфера; социальная сфера - общество и его элементы; духовная сфера - культура, наука, образование, религия. Основные элементы социальной структуры общества 1. Личность - это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Социальная общность - это объединение людей, в котором создана и сохраняется определенная социальная связь. Основные виды социальных общностей: социальные группы: профессиональные; трудовые коллективы; социально­демографические; половозрастные; классы и страты; социально-территориальные общности; этнические общности. Кроме того, социальные общности можно подразделить по количественному признаку, по масштабу. Большие социальные общности - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны): классы; социальные слои (страты); профессиональные группы; этнические общности; половозрастные группы. Средние или локальные общности: жители одного города или деревни; производственные коллективы одного предприятия. Малые общности, группы: семья; трудовой коллектив; школьный класс, студенческая группа. 3. Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и общественных отношений, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют следующие типы социальных институтов: экономические: производство, частная собственность, разделение труда, заработная плата и др.; политико-правовые: государство, суд, армия, партия и др.; институты родства, брака и семьи; воспитательные институты: семья, школа, высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь и др.; культурные институты: язык, искусство, культура труда, церковь и др. 4. Социальная связь - это социальный процесс сочленения как минимум двух социальных элементов, в результате чего образуется единая социальная система. 5. Социальные отношения - взаимозависимость и связи между элементами социальной системы, складывающиеся на различных уровнях жизнедеятельности общества. В отношениях проявляются социальные законы и закономерности функционирования и развития общества. Основными видами социальных отношений являются: Отношения власти - отношения, связанные с использованием власти. Социальная зависимость - отношения, в основе которых лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей посредством ценностей. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. 6. Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. Культура включает в себя материальную и духовную составляющие: ценности и нормы; верования и обряды; знания и умения; обычаи и установления; язык и искусство; технику и технологию и т. д. Культура является основой социального, общественного поведения индивидов и социальных групп, так как является системой коллективно и индивидуально разделяемых норм, правил, образцов деятельности. Таким образом, общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных друг с другом элементов.

С.С-относительно тустойчивая,упорядоченная и иерархическая взаимосвязь элементов соц системы,отражающая её сущностные характеристики.Часть -системы не делимая в рамках данной системы.(сам человек выбирает).Элемент-это сущность данной системы.(их чего основывается «начало»).1).а)сферы соц жизни-экономическая политическая духовная.б).соц субъекты-историч общности и устойчивые объединения людей(соц институты)-это основные принципы.Социальный статус как элемент структурирования-процесс и результат деления людей на неравнозначные группы,образующ иерархическую послед на основе одного или множества признаков.Сущ 23 признака:собственность,власть и соц статус(гл идея открытость слоя).С(РАЗМЕР ИМУЩ ДОХОДА)в(полит принадлежность).1815-Т КЛАССОВ И Т СОЗД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.Т стратификации было созданно в противовес т классовой структуры общ-ва(марксизме лененизме) в идеолог револлюционной борьбы.т.е соц стратифик продв Сорокин(америк социолог Р происхождение)он не разделял идеология этой власти)-марксизма.3 базовых вида соц стратификации современного общ-ва-экономич полит социально-профессиональную выд сл критерии:1)доход 2)власть 3)статус.Социальная страта(слой)-обладает определ качественной однороностью,cовокупность людей в иерархии близкое положение и сходный образ жизни.Принадлежность к страте имеет 2 сост-объективная,субъективная(с опред слоем идентиф себя)-для анного слоя.

Человечество находится в постоянном и динамическом развитии. Когда-то оно опиралось на первобытнообщинные устои, а уже сейчас в его основе - новейшие технологии и информация. В конце прошлого столетия наступила так называемая эпоха постиндустриального общества. Как раз об особенностях этого типа и пойдет речь в данной статье.

Основные типы общества

Одной из ключевых задач науки под названием социология является выделение основных типов общества. В основу такой типологизации положены взгляды Карла Маркса и Гегеля. По мнению этих выдающихся мыслителей и экономистов, человеческая цивилизация развивается по восходящей линии, проходя при этом ряд определенных исторических этапов, которые следуют друг за другом.

Так, несколько таких ступеней человечество уже преодолело. Речь идет о первобытном, рабовладельческом, феодальном и коммунистическом обществе (последний тип, правда, еще сохранился в некоторых странах мира). На сегодняшний же день социологи выделяют следующие типы общества: индустриальное, постиндустриальное и традиционное (или аграрное).

Для традиционного типа характерной чертой является то, что основная часть всех материальных благ и ресурсов производится за счет аграрного сектора. В то же время промышленные отрасли развиты слабо или недостаточно. Стоит отметить, что в начале XXI века чисто аграрных стран уже практически не осталось. Все они, так или иначе, трансформировались в индустриальные (в результате промышленной революции). Иногда экономисты выделяют еще индустриально-аграрный тип общества. Он выступает в качестве промежуточного звена.

Индустриальное общество возникло на основе промышленности, машинного производства и соответствующих форм организации труда. Для него характерны такие процессы, как урбанизация, формирование рынка наёмного труда, развитие высшего и специализированного образования, модернизация транспорта и инфраструктуры и так далее.

Индустриальное общество, согласно теории марксизма, рано или поздно, должно трансформироваться именно в постиндустриальное общество. Признаки и особенности этого типа мы рассмотрим более детально. Также мы перечислим те страны, которые на сегодняшний день находятся на этом этапе развития.

Общая характеристика постиндустриального общества

Концепцию о постиндустриальном обществе разработал ученый Даниель Белл еще в далеком 1919 году. Его труд так и назывался: "Грядущее постиндустриальное общество". Признаки его, согласно теории Белла, просматриваются прежде всего в размере и структуре ВВП государства. По его мнению, этап постиндустриального цивилизационного развития должен начаться как раз в XXI веке. Как мы видим, его прогноз оказался точным.

Этот этап обусловлен развитием новейших коммуникационных технологий и сервисов, внедрением инноваций, переходом к электронике на всех уровнях производственной деятельности. Еще одной важной особенностью постиндустриальных обществ является высокий уровень развития сферы услуг в экономике.

Изменения при переходе от индустриального к постиндустриальному этапу развития затрагивает все сферы человеческой жизни, включая культурную, научную и образовательную. Так, культура постиндустриального общества характеризуется зарождением качественно новых течений, в частности постмодернизма. Этот культурный феномен зиждется на трех главных принципах: гуманизм, плюрализм и иррационализм. Постмодернизм как новое течение проявился во многих сферах жизни человека: в философии, литературе, изобразительном искусстве.

Постиндустриальное общество: признаки

Этот тип общества, как и любой другой, имеет свои характерные признаки. Среди них стоит выделить следующие:

  • доминирование абстрактных, теоретических знаний над практичными;
  • увеличение общего числа "интеллектуалов" (представителей науки, исследователей);
  • бурное развитие новейших технологий и инноваций;
  • усиление значимости информации во всех сферах жизни и деятельности;
  • доминирование сферы услуг в структуре экономики;
  • разработка и внедрение ресурсосберегающих, экологичных производств;
  • постепенное стирание классовых границ и различий;
  • формирование экономически устойчивой прослойки общества, так называемого среднего класса;
  • возрастание роли науки и образования в жизни общества;
  • изменение роли женщины в жизни общества (феминизация);
  • плюрализм мнений и точек зрения в политике и культуре.

"Третичный сектор" в экономике постиндустриальных стран

Полноценная характеристика постиндустриального общества невозможна без анализа изменений в структуре экономики этих государств. Ведь она также качественно изменяется.

Экономика постиндустриального общества отличается в первую очередь тем, что в её структуре главенствует так называемый третичный сектор. Что это за такое, какие сферы он в себя включает?

"Третичный сектор" в экономике - это не что иное, как сфера услуг. Так как экономика постиндустриального общества предусматривает активное внедрение в промышленность автоматизированных станков и линий, не требующих человеческого участия, то живая трудовая сила постепенно вытесняется в другие сферы деятельности. К третичному сектору экономики стоит относить транспорт, коммуникации (связь), туризм и отдых, торговлю, систему охраны здоровья и тому подобное.

Очень часто социологами и экономистами выделяется еще и "четвертичный рынок" экономики. Он включает в себя науку и образование, маркетинг, финансовые услуги, средства массовой информации, а также все те сферы, которые планируют и организовывают производственную деятельность.

Примеры стран с постиндустриальной моделью развития

На сегодняшний день в ученых кругах ведется дискуссия: какие государства можно отнести к тому или иному типу развития общества? Так, к постиндустриальным принято причислять те страны, в структуре экономики которых основную долю занимают предприятия "третичного сектора".

В современном мире страны постиндустриального общества - это США, Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Израиль, Нидерланды, Германия, Великая Британия, Люксембург и другие.

Креативный класс и его роль в развитии постиндустриального общества

Этот термин появился совсем недавно в США. Как правило, под креативным, или творческим классом подразумевают ту часть гражданского социума, которая отличается максимальной активностью, мобильностью и, собственно, креативностью. Именно представители этого класса формируют общественное мнение и вращают "колесо прогресса".

В экономически развитых странах (таких как США или Япония) креативный класс составляет около 20-30 % от всех работающих. Концентрируется он, как правило, в крупных городах и мегаполисах своей страны. К представителям креативного класса относятся ученые, журналисты, писатели, общественные деятели, инженеры и художники. Другими словами, все те, кто способен творчески и нестандартно подойти к решению важных проблем социума.

Информационное общество и его особенности

Сегодня, в XXI столетии, постиндустриальное общество очень часто называют еще информационным или же виртуальным. Основными его особенностями являются следующие:

1. Информация постепенно становится самым главным и ценным товаром.

2. Одним из ключевых секторов экономики является производство необходимых сведений и данных.

3. Начинает формироваться соответствующая инфраструктура для потребления информации как продукта.

4. Происходит активное внедрение информационных технологий во все, без исключения, сферы человеческой жизнедеятельности.

В заключение...

На рубеже ХХ и XXI веков начал формироваться новый тип общественных отношений - так называемое постиндустриальное общество. Признаки этого нового типа связаны с радикальными изменениями в сфере трудовых коммуникаций, в структуре экономики, культуре и науке.

Одним из основателей концепции постиндустриального общества по праву считается известный американский мыслитель, крупный специалист по вопросам теории культуры, истории классической древности, науки, технологии, экономической теории, доктор философии Даниел Белл (р. 1919).

Перу Д. Белла принадлежит целый ряд фундаментальных трудов, таких как «Конец идеологии» (1960), «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), «Культурные противоречия капитализма» (1976), «Социальные науки после второй мировой войны» (1982).

По мнению Д. Белла, «общество можно аналитически поделить на три части: социальную структуру, политическую систему и сферу культуры». Рассуждая о культуре, которая представляется «царством экспрессивного символизма и выразительности», Д. Белл отмечает, что существуют три фактора, способные оказывать воздействия на изменения культурной среды. В первую очередь это традиция. Именно она стоит на страже незыблемости существующих устоев, определяя, что из нового следует принять, а что отвергнуть. Второй фактор, на который указывает философ, – это имманентность, выражающаяся «внутренним развитием формы». Третий фактор – синкретизм . Его можно представить как заимствование и смешение стилей и артефактов. В качестве примера можно привести спорт и массовую культуру.

В своих исследованиях Д. Белл придает большое значение феномену культуры, утверждая, что именно она должна принести в общество стабильность и преемственность. Причем сделать это можно «естественным и ненасильственным путем». Необходимая стабильность общества зиждется на прочности сохраняющихся в нем традиций. Следует учитывать существующие представления и авторитеты, чтобы определить ценность «того или иного культурного проявления».

Согласно Д. Беллу, мир можно представить себе «разделенным на три типа социальной организации» – доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Доиндустриальный тип является добывающим. Его основную базу составляют сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство, заготовка леса и других ресурсов. Производственные формы являются примитивными, труд – неквалифицированный. Способности человека развиваются согласно сложившимся традициям. Это общество мало динамично в своем развитии.

Характеризуя индустриальное общество, Д. Белл отмечает, что индустриальный сектор носит, прежде всего, производящий характер. Для изготовления товаров человечество использует энергию и машинную технологию. Автор выделяет три отличительных черты индустриального общества:

1) рост крупных корпораций;

2) отпечаток, который накладывают машины и их ритм на характер труда;


3) трудовой конфликт, воплощающий в себе противостояние классов. Положение человека индустриального общества неоднозначно. Важная особенность культуры индустриального общества – установка на научно-рациональное познание. Это относится не только к собственно науке, но и всему образу мышления.

Наука нацелена на изучение мира, каков он есть, но не ставит целью решение проблемы «как должно быть». Наука становится мировой, объединяя усилия ученых разных стран. Во многом развитие науки и техники превращается в самоцель, моральные нормы и ограничения заменяются авторитетом науки. Для индустриального общества характерны ориентации на будущее, представления о необратимости исторического прогресса (при этом под прогрессом понимается научно-технический прогресс), а также идея преобразования и подчинения человеком природы.

Со временем индустриальное общество трансформируется. Д. Белл выделяет три главных изменения:

1) модернизация предприятий благодаря управляющим (так называемая «революция менеджеров»);

2) относительное сокращение пролетариата и рост технического и профессионального слоя;

3) изменение политической системы в направлении бюрократизации и технократизации. Изменение положения человека, тесно связанного с повышением роли информации, автоматизацией и компьютеризацией производства, знаменует переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Индустриальное общество основано на машинной технологии, в то время как постиндустриальное общество «формируется под воздействием технологии интеллектуальной». Основой постиндустриального общества является информация и знание. Постиндустриальный сектор является обрабатывающим. Именно телекоммуникациям и компьютерам отводится главная роль при обмене информацией и знаниями.

Термин «постиндустриальное общество» Д. Белл употребляет впервые в 1959 году. Определяя процесс образования этого общества, он подчеркивает, что необходимо исследовать не только хозяйственные процессы, но и «возникновение новых тенденций в социальной и духовной сферах». Очень важным в характеристике философа является то, что новые тенденции не предполагают в качестве своего непременного результата «разрушение прежних экономических и социальных форм». Кроме того, по мнению Д. Белла, пути перехода к постиндустриальному обществу могут оказаться совершенно разными для разных народов, «составляющих цивилизацию».

Постиндустриальное общество характеризуется следующими важными новыми чертами: на первый план выходят теоретические знания, происходит создание новой интеллектуальной технологии, растет класс носителей знания, происходит переход от производства товаров к производству услуг (постиндустриальное общество предлагает новый вид услуг), меняется характер труда, женщинам предоставляются более широкие возможности, наука достигает своего «зрелого состояния».

Рассматривая проблему, связанную с услугами, Д. Белл отмечает, что доиндустриальное общество характеризуется услугами личного типа. В индустриальном обществе идет расширение сферы услуг. Это связано в первую очередь с самими потребностями производства. В этой связи Д. Белл приводит в пример транспорт и распределение. В постиндустриальном обществе развивается новый вид услуг. Расширение сектора услуг «отражает рост новой интеллигенции». Речь идет об университетах, исследовательских центрах, профессиональной сфере и управлении.

Рассматривая постиндустриальное общество, Д. Белл отмечает возникновение существенного различия в концепции культуры. Для старой концепции культуры основой является преемственность, а главной ценностью считается традиция. Иное дело современная концепция культуры, которая базируется на многообразии, а в качестве идеала выбирает синкретизм.

Не менее важной проблемой становится и разрыв между настоящим и прошлым. Д. Белл рассматривает технологию в качестве одной из главных сил, которая определяет характер «социального времени». Новая технология выполняет несколько задач – приносит новую систему оценок, расширяет контроль человека над природой, трансформирует социальные отношения и восприятие людей.

Технические достижения позволяют производить больше товаров с меньшими затратами. Это дает возможность повысить жизненный уровень повсюду в мире. Развитие технологии создает новый класс – инженеров и техников. Эти люди непосредственно не участвуют в производительном труде. Их можно представить в качестве «аппарата планирования» операций, которые непосредственно образуют процесс производства.

Технологический прогресс формирует новый способ мышления. Главными становятся функциональные отношения и количественные показатели. Главными критериями становятся «эффективность и оптимизация». Развитие технологического прогресса диктует и требует, чтобы все ресурсы использовались с минимальными «издержками и усилиями». Подобное определение «функциональной рациональности имело своим следствием новые формы образования, когда количественные методы системного и экономического анализа оттесняют старые принципы, основанные на умозрительных размышлениях, традициях и внутреннем смысле».

Происходят революционные изменения в области транспорта и передачи информации. Создаются новые экономические взаимосвязи и социальные взаимодействия, возникают новые комплексы социальных взаимоотношений. В связи с этим, Д. Белл подчеркивает, что происходит «сдвиг» от родственных связей в сторону иных отношений, основанных на «профессиональных признаках и роде занятий».

Радикальные перемены затрагивают и область эстетических представлений людей. Наиболее показательны в этом плане представления о пространстве и времени. Д. Белл отмечает, что древние не знали «концепции скорости и движения» в современном ее понимании, кроме того, они были лишены такого понятия, как синоптическая концепция высоты – «вида с воздуха».

В условиях, когда автоматы способны выполнять всю нетворческую работу, на первый план выходит способность человека, во-первых, организовывать и контролировать их деятельность, а, во-вторых, становиться источником новаций. Человек, мыслящий творчески, оказывается востребован, ибо на сегодняшний день никакая машина не умеет думать, придумывать, творить. На это способен только человек, и то, не всякий. «Основным действующим лицом становится профессионал, – подчеркивает Д. Белл, – потому что его образование и опыт позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе».

В числе измерений постиндустриального общества Д. Белл называет и «изменение характера труда». Жизнь человека в рамках доиндустриального общества была «игрой между человеком и природой» , то есть взаимодействием людей и природных сил и ресурсов. В то время люди работали малыми группами и находились в зависимости от природы. В индустриальном обществе природу заменяет искусственная среда (машины). Основным типом взаимодействия, которое, исходя из такой классификации, свойственно постиндустриальному обществу, является игра человека с человеком. Д. Белл подчеркивает, что «люди должны учиться жить друг с другом».

Однако «игра человека с человеком» не ставит своей целью коммуникацию, ориентированную на общение. Во время этой коммуникации люди выступают только в определенных социальных ролях. Речь идет об отношениях между клерком и просителем, доктором и больным, преподавателем и учеником, то есть отношениях, имеющих сугубо практическое значение, а вовсе не завязанных ради собственного общения.

Д. Белл отмечает, что информация, которая занимает в постиндустриальном обществе центральное место, ставит человечество перед новыми проблемами. Расширяются сферы, которые требуют внимания и энергии человека. Это область политики, экономики, социальных отношений. Но большой объем информации делает ее все «менее и менее полной». Информация начинает носить все более специфический характер. Этот процесс приводит к тому, что информация становится более трудной для восприятия отдельно взятого человека. Возникает необходимость осмысления информации. Нельзя также забывать об ограниченности объема информации, которую человек способен воспринять.

Современные информационные технологии позволяют человеку получить доступ к сведениям самого различного рода, причем не только научным, но и политическим. Образование, которое должен получить человек, чтобы занять достойное место в жизни, позволяет выносить в той или мере адекватные суждения о политической ситуации и реализовывать себя в политической сфере. Однако возможность активно воздействовать на ход общественных событий оказывается, в конечном счете, иллюзорной. Д. Белл справедливо отмечает, что «сам факт повышения активности ведет к умножению числа групп, «контролирующих» друг друга и порождающих чувство безысходности», «как это ни парадоксально, повышенная степень активности в большинстве случаев ведет к росту разочарования».

Данная проблема имеет и другую сторону. Если для окружающих человек – это не более чем набор социальных ролей («модулей»), если с ним вступают во взаимодействие только как с модульным, то есть одномерным, человеком, а не как с полноценной личностью, то он привыкает к тому, что является лишь набором социальных ролей, а не уникальной личностью. Человеку просто идентифицировать себя с той или иной социальной ролью, которую он выполняет. Но кто поможет индивиду осознать, что он – нечто, гораздо большее, чем простой набор этих модулей?

Утверждая, что постиндустриальное общество является «игрой между людьми», Д. Белл пишет, что такая игра требует высокой степени координации. Здесь следует отметить несколько положений. Сама по себе политическая сфера в современных условиях заметно расширяется и вовлекает все большее количество людей. Большое значение теперь имеют «контакты». Люди чаще звонят друг другу, чаще осуществляют поездки, общаются с большим количеством разных людей. Но «повышение мобильности, пространственной и социальной, само по себе несет издержки в виде умножения взаимосвязей и круга наших знакомств».

Необходимо отметить и такое явление, как взаимодействие. Издержки свободы и мобильности должны четко регулироваться, чтобы нынешний образ жизни не стал саморазрушительным. Хорошо развитая сфера услуг позволяет человеку переложить большую часть своих повседневных забот на плечи других и заняться саморазвитием и самореализацией. В данном случае речь идет о возможности человека верно трактовать получаемую информацию. Однако сам факт того, что сведения обрушиваются на людей во все большем объеме, влечет за собой негативные последствия для развития личности. Д. Белл подчеркивает, что человек обнаруживает перед собой «колоссальный объем информации, … требующей его внимания и энергии». Вряд ли можно надеяться, что подобная эмоциональная перегрузка пройдет для человека бесследно.

Очевидно противоречие между тем, какие широкие возможности открываются для человека, и тем, что механизм рыночных отношений не всегда ведет к реализации этих позитивных возможностей. Несмотря на кажущуюся бессмысленность и хаотичность этой картины, она во многом напоминает ту трудовую деятельность, которой занимается человек в течение своего рабочего дня, а именно, принятие множества мелких решений в условиях быстро меняющейся обстановки, общение с все большим числом людей при все менее глубоком взаимодействии с ними.

Внимательно анализируя перемены, происходящие в современном обществе, Д. Белл совершенно справедливо отмечает, что сами по себе «идеи и культурные стили не меняют хода истории», это не происходит одномоментно, внезапно. Тем не менее, им автор придает очень большое значение, называя их «необходимой прелюдией к переменам». Перемены в системе ценностей и моральном обосновании «толкают людей к изменениям их социальных отношений и институтов».

Рассматривая положение культуры постиндустриального общества, Д. Белл отмечает, что разделенность культуры и социальной структуры способна усугубиться. Технократическое общество едва ли можно назвать обществом, облагораживающим человека. Как пишет Д. Белл, постиндустриальное общество не может обеспечить «трансцендентальную этику» всем, а лишь «тем немногим, кто посвятил себя служению науке». Философ полагает, что возникает серьезное культурное противоречие постиндустриального общества, которое он видит в отсутствии «прочно укорененной системы моральных устоев», что и является «самым сильным бросаемым ему вызовом».

Человеческое общество – организм динамичный. Он постоянно растет и эволюционирует, видоизменяется и трансформируется – одним словом не стоит на месте. Сегодня мы узнаем, что такое постиндустриальное общество, чем оно характерно и каковы его основные особенности и функции.

Общественный строй всегда менялся. Изначально люди проживали малыми общинами и довольствовались лишь дарами природы, затем в силу ступило животноводство, позднее на первый план вышла аграрная промышленность.

Наши бабушки и родители родились и выросли в так называемом индустриальном обществе. Это период истории, для которого характерен научно-технический прогресс, освоение новых технологий и инженерии.

Данное общество возникло на заре ХХ столетия, а прекратило свое существование ровно сто лет спустя. Именно начало XIX века – то самое время, когда, собственно, и возникло постиндустриальное общество, то есть человечество перешагнуло эру НТП и стало пожинать плоды своих разработок и достижений.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что в настоящий момент такое явление, как индустриальное и даже аграрное общество еще существует. Это значит, что далеко не вся планета, как говорится, окунулась в будущее, есть такие страны, которые до сих пор остаются на несколько ступеней ниже.

Такое понятие, как постиндустриальность, относится к высшей степени развития экономики, промышленности и прочих сфер жизни.

Точное определение, что такое постиндустриальное общество, дает Википедия. Это общество, которое характерно инновационной экономикой с очень высоким уровнем ВВП.

Также ему свойственная высокопроизводительная промышленность, индустрия знаний и образования, высокая конкуренция во всех сферах экономики, а также огромная доля населения, которая занята не промышленном производстве, в сфере услуг.

Социально-экономические характеристики

Характеристика общества, живущего в постиндустриальном ритме, также славится своей инновационной промышленностью, которая питает потребности каждого, кто является частью этого механизма.

Все человеческие физические и духовные потребности удовлетворяются сполна, и благодаря этому появляется время для усовершенствования ранее нажитых достижений.

Постиндустриальное общество – значит не только этап развития, на котором люди довольствуются ранее разработанными техническими новинками, но и то время, когда креативность и творчество выступают на одном уровне с наукой и техникой.

Уже нет четкого разделения на гуманитариев и технарей, так две эти отрасли смешались воедино, чтобы совместно достичь более совершенных и гениальных результатов.

Первую характеристику постиндустриального общества составил в далеком 1919 году ученый и исследователь Даниель Белл. Его работа так и называлась «Грядущее постиндустриальное общество», и в ней он дал четкие определения тому, что и как будет происходить примерное через сто лет после написания данного труда.

Его прогноз сбылся с точностью до мелочей – в конце ХХ века человечество действительно вступило в новую эру, которая стала следующим этапом развития.

Изменения, которые произошли в момент смена индустриального строя постиндустриальным, затронули буквально все сферы человеческого бытия. Это наука, образование, межчеловеческие отношения, экономика, торговля, быт. Но самое главное – постиндустриальному обществу свойственна принципиально новая философия, название которой – постмодернизм.

Он включает в себя такие понятия, как плюрализм, иррационализм и гуманизм. А это означает, что человечество действительно ступило на новую тропу развития, поменяло не только свои жизненные устои и нравы, но и свойства, то есть стало меньше потреблять, а больше отдавать.

Новая экономика

Былой экономический устрой, которым люди довольствовались на протяжении долгих лет и даже веков, был крайне простым. Нужно было производить что-то новое, разрабатывать или придумывать.

Люди, которые делали это, получали денежное вознаграждение, а компании, на которые они работали, становились за счет разработок людей успешнее, популярнее и богаче.

Характерные особенности постиндустриального общества принципиально отличаются от данного описания. Дело в том, что всю работу, которая имеет отношение к производству чего-либо, выполняют преимущественно машины или роботы.

То есть производительная сфера полностью автоматизирована, и на начальных этапах данной тенденции это стало причиной зарождения безработицы.

Переход в новую эру в начале XXI века оказался относительно легким и безболезненным. Что же касается зарождения непосредственно НТП в XIX веке, то дела обстояли намного печальнее. Машины, которые также стали причиной технологической безработицы, вызвали массу протестов у населения.

Появились так называемые луддиты, которые намеренно ломали и разбивали технику, дабы обеспечить народ работой.

В нынешнем веке дела обстоят иначе. Непосредственно отношение к постиндустриальному обществу имеет третичный и четвертичный секторы экономики. В рамках первого можно назвать следующие аспекты:

  • связь или коммуникации;
  • транспорт;
  • туризм и отдых;
  • торговля;
  • сфера здоровья;
  • охрана.

То есть речь идет о привычной уже нам всем сфере услуг. Именно за счет нее в данное время растет ВВП ведущих стран мира.

Сфера услуг обеспечивает работой людей со средним образованием и позволяет трудоустроиться временно, в качестве подработки. Это можно считать обоюдным положительным аспектом, который угождает интересам каждого отдельного индивидуума и государства в целом.

Постиндустриальное общество в разных сферах жизни

Примерами четвертичного рынка в рамках постиндустриальной эры можно считать такие факторы, как:

  • маркетинг;
  • наука;
  • образование;
  • финансовые услуги;

Важно! Для постиндустриального общества с развитой экономикой характерно наличие организаций, которые планируют и формируют производительную деятельность. Это также дополнительный сегмент экономики, который ранее отсутствовал.

Признаки постиндустриального общества

Пришло время рассмотреть основные черты и признаки постиндустриального общества, по которым данный тип экономики и социального строя идентифицируется. Итак, к ним относятся:

  • Рост числа «интеллектуалов в обществе (деятелей искусства и науки).
  • Преобладание абстрактных истин или же теории над практикой.
  • Мощный толчок в развитии технологий и инноваций.
  • Сфера услуг в экономике является доминирующей.
  • СМИ играют крайне важную роль в социальной жизни.
  • Забота об экологии и здоровье флоры и фауны.
  • Формирование среднего класса – единого в обществе.
  • Как следствие – стирание границ между ранее существовавшими классами богатых или бедных.
  • Также к постиндустриальному обществу относится процесс вознесения науки и сферы образования над всеми остальными сферами бытия. Быть умным и начитанным стало модно.
  • Абсолютный плюрализм как в культуре и быту, так и в политической деятельности.
  • Феминизация, или становление женщин на одну ступень с мужчинами.

Признаки постиндустриального общества

Немаловажным фактором для постиндустриального общества являются свойства, которые ему присущи. Их можно охарактеризовать следующим образом:

  • Тенденция к полной гуманизации.
  • Развитие космополитизма.
  • Автоматизация процесса производства.
  • Активное развитие сферы услуг.
  • Активное развитие информационных технологий (СМИ, интернет, связь и т.д.).
  • Внедрение науки и творчества в повседневную жизнь людей.

Ведущие постиндустриальные государства

Официально принято полагать, что определение постиндустриального общества характерно только для стран так называемой «Большой семерки или восьмерки» (если считать Россию в их числе).

Это Великобритания, Россия, Япония, США, Канада, Италия, Франция, Германия и весь Европейский Союз.

Это государства с наиболее высокими экономическими показателями, в которых по-новому развивает сфера образования, обслуживания, лечения и т.д.

Давайте в качестве примера постиндустриального общества и его признаков рассмотрим несколько держав:

  • Швеция. Входит в двадцатку наиболее развитых стран мира и в десятку самых комфортных для проживания государств. Основная доля ВВП Швеции обусловлена сферой услуг, в тои числе и туризмом. Страна славится своим высоким уровнем социальной защиты населения.
  • Испания. Мощнейший финансовый центр Европы. Оплот судостроения, автостроения, а также лидер в области добычи и переработки газовой и нефтяной продукции. В Испании зарегистрировано свыше 500 политический партий. Здесь бережно охраняют культурное наследие страны и застраивают города новыми объектами архитектуры. СМИ и транспорт – две сферы, которые считаются ведущими в Испании.

Важно! Информационный поток, который ныне обеспечивает всему миру Интернет, доносит любую информацию до самых удаленных уголков планеты. Практически во всех странах можно сейчас наблюдать тенденцию к образованию постиндустриального общества за счет фото, статей и новостей, видеозаписей, фильмов, научных программ. В той или иной степени все люди, проживающие на Земле, сейчас являются частью этой новой динамики.

Полезное видео

Подведем итоги

Постиндустриальная эра началась совсем недавно. Старым поколениям сложно понять ее суть и природу, а новые граждане мира легко осваиваются в данной среде обитания. В постиндустриализме имеется множество положительных аспектов, но если человечество будет нерационально ими пользоваться, благо обратится во вред.

В современном мире принята своеобразная система изучения развития человеческого общества. Согласно ей, человечество пережило две ступени – традиционную и индустриальную. На современном этапе мир находится на ступени постиндустриального общества. Каждый этап развития характеризуется определёнными признаками. Характерные признаки постиндустриального общества мы можем наблюдать в реальной жизни.

Первая ступень развития общества - какая она?

С момента возникновения человечества прошли тысячи лет. Большую часть этого пути люди провели на ступени традиционного, или аграрного (ещё одно название доиндустриального) общества.

Характеризуется эта ступень традиционным укладом и слаборазвитыми социальными структурами. Даже мелочи жизни расписаны согласно сложившимся правилам. Огромную роль в регуляции общественной жизни играют религия и обычаи. Армия и церковь – вот основа сохранения социальной структуры.

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество более точно? Думается, обладание знаниями. Ведь, кроме названия «постиндустриальное», эту ступень развития общества называют и другими эпитетами: информационное, виртуальное, компьютерное, постэкономическое.

Страны с постиндустриальным обществом

Постиндустриальное общество характеризует признак преобладания третичного сектора в экономике. На современном этапе к таким странам можно отнести: США, Канаду, Германию, Нидерланды, Великобританию, Японию, Сингапур, Южную Корею, Израиль.

В этих странах около трети работающего населения занято в творческой сфере. Креативно мыслить, нестандартно решать проблемы, идти впереди и вести за собой – такие требования предъявляются к общественным деятелям и учёным, журналистам и инженерам, художникам и писателям.

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество на сегодняшний день? Информация превратилась в самый ходовой и ценный товар, который внедряется и преобладает во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности.