Профессия, именуемая «казначей» возникла давно и с момента своего появления успела заметно измениться. Своего престижа и сути она не потеряла, однако у многих на сегодняшний день достаточно смутные представления о том, что делает человек, находящийся на такой должности.

Кто такой казначей и где он работает

Сферой ответственности современного казначея (риск-менеджера) является контроль ликвидности организации, отслеживание ленты её платежей. При этом он не касается «живых» денег и не сидит «на сундуках с золотом». Работа ведётся, прежде всего, с бумагами.

Должность казначея имеется и на государственном уровне .

Отслеживание расходов бюджета и выдача платежей на основании законодательно закреплённых постановлений – это основной перечень обязанностей главного риск-менеджера страны.

Сотрудник коммерческого предприятия, работающий по данному профилю, занимается не только проведением расчётов, но также отслеживает все рыночные изменения, анализирует сложившуюся эконмическую обстановку . При выявлении дефицита средств занимается их привлечением путём взаимодействия с клиентами и инвесторами.

В среднем бизнесе казначеев обычно нет. Там их функции выполняются финансовым директором, который так же отвечает за обеспечение ликвидности предприятия. В незначительных по размеру организациях обязанности казначея возложены на союз первого лица компании, занимающегося принятием решений, и бухгалтерией, которая реализует задуманное.

Обязанности

Две основные функции, которые должен выполнять казначей в отношении имеющихся денежных средств:

  • сохранять;
  • приумножать.

Исходя из этого, в число его функциональных обязанностей включены следующие пункты:

Работа казначеев различных банков, организаций и предприятий мало отличается. Однако в каждом отдельном случае в зависимости от специфики дела, которым занимается фирма, акценты в перечне обязанностей могут немного смещаться.

Кроме того, выполняемые казначеем функции имеют прямую связь с размерами той структуры , в которой он работает. В крупных фирмах, которые занимаются «публичным» бизнесом, и банках – специализация становится очень узкой. Одного ответственного за данную сферу сотрудника в таких случаях недостаточно, приходится образовывать целые казначейства.

Требования к профессиональным навыкам и личностным качествам

В преобладающем большинстве случаев (90%) на должность казначея принимаются мужчины и женщины в возрасте 30-40 лет. Предпочтение отдаётся выпускникам физико-математических или механико-математических факультетов, имеющим второе высшее образование в области финансового менеджмента.

В целом у потенциального кандидата на должность хранителя казны должен присутствовать интерес к экономике и математике, знание структуры органов власти, их полномочий и функций . Помимо этого, существует ряд навыков, без которых на должности хранителя казны удержаться невозможно:

  • стрессоустойчивость;
  • умение проводить сравнительный анализ данных полученных из разных источников;
  • способность не поддаваться паническим настроениям окружающих;
  • умение быстро реагировать в сложных ситуациях;
  • выраженные коммуникативные способности.

В дополнение к этому, хорошему казначею обычно свойственны следующие личностные характеристики:

Даже в самых отчаянных ситуациях казначей не может поддаваться панике . Вместо этого он должен потратить имеющееся время на разработку новых схем, активизацию имеющихся деловых связей или поиск необходимых для решения проблемы денежных средств. Без запасных планов «на все случаи жизни» чувствовать себя комфортно в данной профессии невозможно.

Хранитель казны не сможет полноценно выполнять свои функции, если у него не будет иметь хотя бы минимальных познаний сразу в нескольких правовых сферах:

  • гражданской;
  • предпринимательской;
  • налоговой;
  • банковской;
  • акционерной.

Способность своевременно процитировать некоторые из положений валютного законодательства также не будет лишней. Казначей должен относиться к финансам организации, в которой он работает так же трепетно и бережно, как к собственным. Это часто позволяет быстро разрешить сложные вопросы, поскольку каждый знает, что он сделал бы, а что не стал бы делать, чтобы сохранить деньги в своём кошельке.

Как стать казначеем

Чтобы стать казначеем, необходимо соответствовать следующим требованиям:

Продолжительность профессионального опыта при соответствии всем вышеуказанным требованиям должен составлять не менее трёх лет. Многие успешные казначеи занимались приобретением необходимого опыта, находясь на должности аналитика бухгалтера или финансиста . Поэтому нельзя точно сказать, какой вариант следует выбрать, чтобы гарантировать получение желаемой должности.

Недостатки профессии

Выполнение казначейских обязанностей требует обработки больших объёмов информации и постоянного отслеживания изменений:

  • в законодательных актах;
  • в программных комплексах;
  • в порядке финансирования.

Всё это происходит в условиях постоянного недостатка времени, что также способствует появлению стресса и развитию хронической усталости.

Кроме того, каждые три года специалисту требуется проходить переатестацию, результаты которой показывают, соответствует ли сотрудник занимаемой должности.

Преимущества

В настоящее время казначей, являющийся профессионалом своего дела, не ищет работу – она сама его находит. Каждый квалифицированный специалист имеет возможность выбирать сразу из 5-10 предлагаемых вакансий .

Наиболее высокие доходы у тех риск-менеджеров, которые имеют отношение к инвестиционному, телекоммуникационному или нефтяному бизнесу. Однако в среднем заработная плата колеблется о 23 до 72тысяч рублей в месяц (при этом у специалистов казначейства показатели примерно в 1,5 раза выше, чем у обычных казначеев).

Ещё одним неочевидным поначалу преимуществом данной профессии является ощутимое удовольствие от возможности принимать важные решения, а после – видеть положительный результат, к которому они привели.

Быть казначеем трудно. Эта профессия требует огромного количества знаний и энергии. Поэтому подойдёт она немногим, но и тому, кто уверен в своём выборе, придётся много работать, чтобы стать настоящим специалистом в своём деле.

Видео содержит полезную информацию для тех, кто хочет узнать о работе казначея глубже.

Исполнение бюджета может быть либо банковским, либо казначейским. В России переход к казначейскому исполнению бюджета начался в 1992 г. и закончился в 2000 г. До 1992 г. исполнение бюджета в нашей стране было банковским.

Чем отличаются эти две формы исполнения бюджета?

При банковском исполнении бюджета средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов в Банке России или в коммерческих банках. Один раз в пять дней Банк России получал от коммерческих банков информацию о поступлениях налоговых платежей, зачисляемых в доход федерального бюджета. Эта информация передавалась в Министерство финансов. Она носила обобщенный характер и не детализировалась в соответствии с бюджетной классификацией.

Параллельно с этим процессом налоговые органы собирали информацию о зачисленных на их счета налоговых платежах, обобщали ее и передавали в Министерство финансов два раза в месяц.

Понятно, что данные налоговых органов и Банка России могли не совпадать из-за отсутствия сверки в ходе их получения. Кроме того, эти данные не были оперативными.

При банковской системе финансирование расходов бюджета проводилось через счета в банках отраслевых министерств и ведомств. При этом невозможно было контролировать процесс прохождения выделенных средств до бюджетных учреждений, т. е. конечных получателей. Этим пользовались коммерческие банки, используя бюджетные средства в качестве своих кредитных ресурсов.

Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой — встраивается особая контролирующая структура — казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов — и доходный, и расходный — на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:
  • обеспечивает учет всех доходов бюджета;
  • подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  • осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и осуществляемые расходы в Главной книге Федерального казначейства. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета.

Для учета расходов федерального бюджета используются лицевые счета бюджетных средств, открываемые в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев.

  1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.
  3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

Федеральное казначейство в структуре министерства финансов

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре РФ. Федеральное казначейство руководствуется Положением о Федеральном казначействе.

В Российской Федерации образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
  • организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов Российской Федерации;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства:

  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • представляет министру финансов Российской Федерации:
  • проект положения о Федеральном казначействе;
  • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;
  • предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;
  • проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;
  • назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе;
  • утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства;
  • утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает положение о Почетной грамоте Федерального казначейства;
  • на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

В этом году исполняется 25 лет со дня образования органов Федерального казначейства. Указом Президента России 8 декабря 1992 года было создано главное расчетное ведомство страны. Впрочем, правильнее назвать эту дату днем возрождения Казначейства России.

История казначейства в России насчитывает уже около пяти веков и начинается в царствование Руси Ивана III (1462 – 1505 гг.) , при котором особое место в государственном управлении занимает «казначей» – хранитель княжеских ценностей.

В 1710 году по указу Петра I (1682-1725 гг.) была создана Счетная или Казначейская контора, которая была призвана следить за поступлением налогов. Были учреждены три важнейших финансовых коллегии: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и ревизион-коллегия, наблюдавшая за расходованием средств государственными органами.

Реформы Екатерины II (1762-1796 гг.) расширили казначейскую систему: в каждой губернии были созданы казенные палаты, которые выполняли функции представительств на местах. Были упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный бюджет.

Для усиления централизации казначейской службы в 1796 году Императором Павлом I (1796-1801 гг.) была введена должность государственного казначея, которую занял граф А.И. Васильев. С этого времени управление финансами государства становится самостоятельным и централизованным.

В 1802 году Император Александр I (1801-1825 гг.) проводит очередную реформу государственного управления, в результате которой учреждается Министерство финансов, в состав которого входит и казначейство. На пост главы ведомства был назначен все тот же граф А.И. Васильев. Под его руководством в 1804 г. был впервые составлен государственный бюджет, в котором отразились как доходы казны, так и ее расходы. Созданная А.И. Васильевым система по сути просуществовала до 1918 года, не претерпев серьезных изменений.

События октября 1917 года стали для отлаженной системы казначейства роковым рубежом. В ноябре 1918 года по декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР казначейство и его местные органы были упразднены и присоединены к учреждениям Народного банка. Многовековая история развития казначейства остановилась на 70 лет.

С распадом СССР и реформой банковской системы в Российской Федерации бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности, а государственные финансы рассматривались ими как кредитный ресурс. Отсутствие надлежащего учета бюджетных средств привело к ослаблению контроля за их расходованием, возникали постоянные задержки в проведении бюджетных расчетов. Ситуация усугублялась массовыми банкротствами кредитных организаций и повсеместным переходом на неденежные формы расчетов с бюджетами (налоговые освобождения, взаимозачеты и т. п.).

Со всей остротой встал вопрос о создании нового финансового органа, способного осуществлять исполнение бюджета. Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (1991-1999 гг.) от 8 декабря 1992 года № 1556 «О Федеральном казначействе» была возрождена казначейская система исполнения бюджета в России. В составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Главное управление Федерального казначейства с территориальными органами во всех регионах страны.

При воссоздании системы казначейства ставилась цель, сохранив преемственность традиций, опыта и роли учреждений казначейства Российского государства, наделить его функциями и полномочиями не только государственного кассира и контролера, но и управляющего государственными финансами.

Основателем и первым начальником Главного управления Федерального казначейства –являлся заместитель министра финансов Российской Федерации А.В. Смирнов .

За первые годы работы казначейства была организована сеть территориальных органов, разработаны первоначальные нормативные документы и принципы взаимодействия с другими участниками бюджетного процесса, организовано исполнение федерального бюджета по доходам.

В 1998 году казначейство возглавила Т.Г. Нестеренко , государственный деятель, первоклассный экономист, экспериментатор, завершившая формирование казначейской системы. В период ее руководства достигнут максимальный охват казначейскими процедурами средств федерального бюджета, осуществлена разработка и внедрение необходимого массива нормативных документов, регламентирующих процедуры исполнения и учета операций со средствами федерального бюджета, подготовлены и утверждены концептуальные документы, устанавливающие стратегию полномасштабного развития системы казначейства в России.

В 1995 году казначейство начало осуществлять исполнение федерального бюджета по расходам – с момента открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета открывались преимущественно в расчетно-кассовых центрах Банка России, а при их отсутствии в других кредитных учреждениях.

Важным шагом в развитии казначейской системы был переход в 1996 году на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

2001 год ознаменовался началом нового этапа трансформации системы казначейства. В целях повышения эффективности управления государственными финансами и централизации учета средств федерального бюджета была разработана Концепция функционирования Единого казначейского счета. Позднее были созданы единые казначейские счета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Все они открыты и ведутся в Банке России, и Федеральное казначейство успешно управляет ликвидностью единого казначейского счета, за счет чего обеспечивается мобилизация дополнительных доходов в казну.

В ходе административной реформы в 2005 году Указом Президента России Федеральное казначейство было выделено из состава Минфина России и преобразовано в отдельную федеральную службу.

С 2007 года Федеральное казначейство возглавляет Р.Е. Артюхин .

Казначейская система России постоянно находится в процессе развития и модернизации. Непрерывно ведется работа по совершенствованию операционных процедур казначейского исполнения и учета исполнения бюджетов. Особое внимание уделяется совершенствованию процесса прохождения платежей и контролю за осуществлением расходов бюджетополучателями.

Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль за движением средств всех участников бюджетного процесса. Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то в наши дни уже на этапах проведения платежей проверяется соответствие расходов представленным документам, непревышение кассовых расходов клиентов над доведенными им предельными объемами финансирования, подтверждение надлежащей реализации заключенных ими государственных контрактов. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

На современном этапе установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов, созданы условия для электронного документооборота с клиентами.

Совместно с Минфином России казначейство реализует соблюдение ряда ключевых принципов бюджетного процесса посредством Государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», обеспечивая прозрачность, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов.

Казначейство России также является оператором важнейших государственных информационных систем: в сфере государственных и муниципальных закупок, в части осуществления платежей в пользу государственного сектора экономики, в вопросах обеспечения транспарентности данных бюджетного процесса и т. д.

В последние годы внедрен ряд новшеств в работе казначейства, позволивших усилить контроль за расходованием средств бюджета, повысить оперативность и прозрачность платежных операций.

Реализуются новые масштабные проекты в направлении казначейского сопровождения крупных государственных контрактов (в том числе с применением совершенно нового механизма – казначейского аккредитива).

Изменился порядок доведения целевых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ на реализацию государственных программ в регионах: теперь эти средства аккумулированы на Едином казначейском счете, а в бюджет субъекта РФ перечисляются только при возникновении фактической потребности через лицевые счета органов казначейства, открытые в рамках переданных полномочий. Сегодня 100 % средств федерального бюджета, выделяемых субъектам РФ, расходуются через счета органов Федерального казначейства, чем обеспечивается текущий контроль за их целевым использованием.

Казначейский учет бюджетных и денежных обязательств обеспечил возможность осуществления контроля за исполнением получателями средств бюджета своих обязательств, принятых в договорной либо бездоговорной форме.

В соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок с 2017 года органы казначейства осуществляют контроль информации, размещаемой заказчиками федерального уровня в сети Интернет. С учетом наличия технических, технологических и информационных ресурсов органы казначейства также осуществляют контроль в сфере закупок в отношении заказчиков регионального и муниципального уровней, в случае передачи им соответствующих полномочий органами власти.

Казначейством реализуются механизмы предоставления краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Решаются задачи по минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, минимизации рисков возникновения и роста дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета.

В феврале 2016 года полномочия Федерального казначейства расширились: Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» ему переданы функции упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю в финансово-бюджетной сфере. В рамках реализации новых полномочий органы казначейства осуществляют последующих контроль за соблюдением бюджетного законодательства при расходовании средств федерального бюджета.

Изменились принципы и подходы к финансово-бюджетному контролю, а также критерии эффективности: если раньше это было количество проведенных проверок, то сейчас казначейством пристальное внимание уделяется предупреждению нарушений в бюджетной сфере. Как результат – заметно возросло качество и эффективность государственного финансового контроля.

На протяжении почти четверти века со времени своего воссоздания Казначейство России продолжает трансформироваться в современную, динамично развивающуюся структуру, отвечающую вызовам времени, обеспечивающую бесперебойное и эффективное кассовое обслуживание бюджетов и государственных внебюджетных фондов на уровне лучших международных практик.

Пройденный за эти годы путь оказался нелегким, но достигнутыми результатами можно гордиться. Безусловно, предстоит еще очень многое сделать, доказать и воплотить в жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов по усовершенствованию деятельности Федерального казначейства. Но уже сегодня с уверенностью можно сказать, что казначейская система – безальтернативная форма исполнения бюджетов в России, и с каждым годом Федеральное казначейство будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики России в целом.

А.Х. Даидов, заместитель руководителя

Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан

Казначей - это профессия, которая издавна существовала на Руси. За несколько десятков веков произошла значительная трансформация должности, однако суть её осталась неизменной. Итак, давайте вместе разберёмся, кто такой казначей?

Сущность профессии

Издавна скарбником считался тот человек, который находился на службе у зажиточного гражданина и нёс ответственность за личные расходы и доходы имения (хозяйства). Сейчас данный вид профессии приобретает несколько иной вид. Казначей - это сотрудник компании, который контролирует ликвидность организации, то есть полностью следит за лентой платежей.

Удивительно, но такая должность присутствует и на государственном уровне. Главный казначей страны следит за расходами бюджета, выдавая платежи в соответствии с законом. Специалист коммерческой организации занимается не только расчётами, но и анализирует современное состояние рынка, проводит сравнения. В случае дефицита - привлекает инвесторов и клиентов.

Обязанности казначея

Специалист несёт ответственность за контроль и Причём не важно, осуществляет он свои обязанности в пределах одной компании или же всего государства. Казначей - это тот сотрудник, который отвечает за организацию отдела казначейства, если таковой присутствует. В его обязанности входит составление плана, согласно которому будет осуществляться выдача денежных средств. Ведение документации также возлагается на плечи казначея. В период рабочего времени специалист должен:


Личностные качества: квалификация и стимул

Не нужно быть экономистом, чтобы понять, казначей - это должность ответственная. Соответственно, наличие высшего образования - обязательный критерий при принятии на работу. Шансы на получение желаемой должности значительно повышаются при наличии экономической или финансово-кредитной квалификации.

Ещё более важно обладать системным мышлением. Осуществление сложных математических операций, их анализ не должны порождать путаницу в голове. Именно поэтому рынок труда нуждается в людях, имеющих опыт не только в финансовой области, но и получившие техническое образование.

В условиях информационного прогресса будущий казначей должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, освоить разработку бизнес-планов, обладать навыками управления финансовыми рисками. Ни один офисный работник не может успешно осуществлять финансовую деятельность без умения составлять отчёты и вести документацию.

Казначей должен обладать аналитическим складом ума, быстро разрешать сложные финансовые ситуации. Ответственность, стрессоустойчивость, напористость и терпеливость - основополагающие качества специалиста данной профессии. Он должен не только получить качественное образование, но и заниматься самосовершенствованием. Именно такой подход позволяет в кратчайшие сроки достигнуть масштабных карьерных высот.

Минусы профессии

Любая должность предполагает отрицательные и положительные качества. Если вы решили заняться казначейской деятельностью, стоит знать о её главных недостатках.

  • Материальная ответственность.

Работа с денежными средствами всегда предполагала большие риски. Одно неверно принятое решение может являться следствием крупных денежных обязательств для фирмы. Поэтому перед тем, как приступать к должностным обязанностям, крепко подумайте, действительно ли вы готовы взять на себя такую ответственность и отвечать за принятые решения?

  • Напряжённый график работы.

Казначей - профессия практически круглосуточная. Особые сложности появляются с приходом налоговых проверок. А если вы занимаете должность в государственном учреждении, то в этот период и вовсе можно забыть о полноценном сне.

  • Стрессы.

Данный пункт напрямую вытекает из предыдущего. Ни одна проверка не проходит без замечаний. Отлично, если вы смогли устранить их на месте! И печально, если в результате контроля вы получаете дисциплинарное взыскание.

Положительные стороны

Наравне с чередой минусов, выбирая профессию казначея, вы можете похвалиться:

  • Престижной работой.
  • Комфортными условиями. Сейчас работодатели не скупятся на оформление красивого помещения, ведь фактически - это лицо фирмы.
  • Востребованностью - мало кто решится взять на себя ответственность за принятие решений, касающихся денег.
  • Высокой заработной платой - это, пожалуй, самый приятный компонент среди всех плюсов профессии казначея.

11. Финансовые преобразования.

В XVIII веке финансовая система, введенная императором Петром I, «в общих чертах сохраняется. Со временем всё больше возрастает значение косвенных налогов в связи с невозможностью увеличить и далее подушную подать. Однако были и серьезные нововведения: императрица Елизавета Петровна под давлением дворян отменяет внутренние таможенные пошлины, Пётр III учреждает выпуск ассигнаций.

На 1762 год косвенные налоги дают уже 61,6 % доходов, а прямые - 38,4 % (при Петре I соотношение было обратным - 24,9 % и 55,5 %). 73 % всех расходов составляют военные, 14 % - расходы на двор, и только 12 % - на остальное государственное управление.

Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом госаппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования.

Императрица Екатерина II охотно прибегала к выпуску бумажных денег. В конце правления Екатерины II курс бумажного рубля составлял 68 с половиной копеек от металлического (серебряного)» .

«Кроме того, крупной проблемой екатерининского царствования были хронические дефициты. Для покрытия их впервые стали прибегать к систематическим займам как внутренним, так и внешним. В результате появился довольно солидный долг размером около 215 миллионов рублей, почти равный трем годичным бюджетам» .

Во времена правления императрицы, впрочем, как и ранее, были попытки бюджетирования в государственных масштабах, однако стройной системы учета доходов и расходов в масштабе государства так и не было создано. Не все бюджеты отдельных государственных учреждений сводились воедино, к сожалению, было очень много злоупотреблений. Большие военные расходы и расходы, связанные с освоением новых земель, увеличивали бюджетный дефицит.

Прекрасно понимая финансовые проблемы, стоявшие перед государство, в своем Постановлении вступивший на престол Павел I пишет: «Известно, что за несколько уже лет до кончины покойной императрицы курс на наши деньги крайне унизился и упал, так что иностранные принимали рубль наш не более 60 копеек или еще меньше; а серебро внутри государства сделалось так дорого, что лаж на серебряные рубли, возвышаясь с часу на час, достиг уже 45 копеек [...]. И все богатство всего государства превратилось только в бумажное и состояло в одних только ассигнациях [...]. Цена на все вещи поднялась, и все вздорожало» .

Для ликвидации столь внушительного долга и уменьшения инфляции император Павел I прибег к решительным мерам.

Для того чтобы решительно уменьшить инфляцию, было «приказано публично сжечь на Дворцовой площади перед дворцом бумажных денег на 5 млн. 316 тыс. 665 руб. (Клочков, стр. 100-101)» Выпуск бумажных денег был приостановлен, напротив - увеличен выпуск серебряной монеты. Император приказал, чтобы чеканка серебра, установленная в 1763 году, когда фунт серебра 72-ой пробы соответствовал 17 руб. 6 2/3 коп., была доведена до 14 руб. из фунта с повышением пробы до 83 1/3. Множество серебряных сервизов и прочих серебряных вещей придворного обихода было переплавлено для чеканки монет. Император приказывает собрать серебряные сервизы «по наместничествам и по большим боярам и отливать из них рубли во множайшем количестве». Таким образом, стоимость денежной единицы при размене поднялась и была доведена до 5,5 франков.

В общих чертах можно сказать, что в финансовой сфере вступивший на престол император Павел Петрович, прибег к мерам, имевшим то же

направление, что и все его преобразования. Основной задачей для императора являлась централизация власти, строгий контроль за доходами и расходами, по возможности, уменьшение их.

Важнейшим шагом на пути централизации стало учреждение 4 декабря 1796 года должности Государственного Казначея (именным указом Казначеем назначался Васильев) и Государственного Казначейства. Главному казначею император Павел подчинил казначейские экспедиции Сената, выделенные из ведения генерал-прокурора Сената

В обязанности казначейства входило составление смет государственных расходов и доходов. Впоследствии к этим обязанностям добавились функции упраздненного Долгового комитета и Казенной палаты. Таким образом, основные нити финансового управления стали сосредотачиваться в одном месте, что предопределило объединение этой отрасли в дальнейшем.

Был изменен порядок взимания пошлин с импортируемых товаров: ««Пошлину с ввозимых из-за границы товаров сбирать иностранной золотой и серебряной монетой (по установленному Советом Его Императорского Величества курсу рубля к иностранным деньгам».)» (Из постановления Павла).

Были внесены изменения в порядок взимания налогов. Одним из первых был Указ

«О восстановлении деятельности Петровских Коллегии в сфере финансового управления Империеи» 1796 г.,

В 1796 году Указом императора Павла от 10 декабря была произведена замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами «по 15 копеек за каждый четверик». 18 декабря 1797 г. последовала надбавка к подушной подати, определенной в 1 руб. 26 коп. с души.

Вместе с тем для поправления финансов Павел I обложил дворянство особым налогом, общая сумма которого в год простиралась до 1640000 р.

В области финансовой политики Павел держался того мнения, что доходы государства принадлежат государству, а не государю лично.

Стремясь к значительной экономии, император лично составил Бюджет на 1797 год из расчета расходов на 31,5 млн. руб. Однако эта цифра нуждалась в уточнении, так как расходы на оборону, на реформируемую армию и флот были значительны и не могли быть сокращены. По согласовании с правительствующими учреждениями бюджет был уточнен: около 80 млн. руб. - в том числе с расходом на оборону 34 млн. руб. и дефицитом 8 млн. руб.» (Шумигорский, 1907, стр 115). Валишевский приводит цифру истинного бюджета на 1797 год - порядка 64,7 миллиона рублей.

«1798 год - 76,5 млн рублей;

1799 год - 77,9 млн рублей;

1800 год - 78,0 млн рублей;

1801 год - 81,1 млн рублей.

Порядок ассигнований на различные статьи государственных расходов приводится Валишевским без более подробных ссылок на источники и год, однако более достоверные цифры без специальной исследовательской работы найти затруднительно:

Армия и флот...................................................... 25.000.000 руб.

Гражданские штаты.............................................. 6.000.000 руб.

Иностранный департамент.................................. 1.000.000 руб.

Духовенство.......................................................... 1.000.000 руб.

Школы и благотворительные учреждения........ 1.221.762 руб.

Погашение долгов............................................... 12.000.000 руб.

Кабинет (личные расходы императора) ............ 3.650.000 руб.

Двор...................................................................... 3.600.000 руб.

Императорская фамилия..................................... 3.000.000 руб.

В статьях доходов крупные суммы также доставлялись налогами на крестьян:

Подушных с казенных и помещичьих крестьян...... 14.390.055 руб.

Оброчных с казенных крестьян........................... .....14.707.921 руб.

Питейные сборы.................................................... .....18.089.393 руб.

Таможенные сборы........................................................5.978.289 руб.

Кроме того, с 1798 г. к повинностям казенных крестьян был прибавлен еще дополнительный налог на 6.482.801 руб» .

Важным источником доходов государства император Павел I видел также колонистов-поселенцев, принятых еще в годы царствования императрицы Екатерины II. Некоторые исследователи упрекают Павла Петровича в излишнем внимании к колонистам-немцам. На самом деле, к началу правления Павла Петровича в большинстве своем истекли сроки налоговых и иных льгот, положенных колонистам Екатериной II , и желание Павла I «опереться» на аккуратных, настроенных на исполнение законов и по-настоящему трудолюбивых немецких и иных поселенцев понятно и законно.

К сожалению, первоначальное желание Павла Петровича полностью отказаться от ассигнаций и свести к нулю внешние и внутренние займы оказалось невыполнимым в столь короткий срок, однако можно констатировать, что в целом четыре года его правления были годами некоторой стабилизации инфляции и уменьшения бюджетных дефицитов. А его деятельность в отношении всего централизации финансового устройства была продолжена в правления его сыновей.

Император Александр I при утверждении системы министерств подтвердил статус созданного Павлом I Государственного казначейства как еще одного, наряду с восемью министерствами, центрального учреждения государственного управления. Согласно данному указу, Экспедиция о государственных доходах подчинялась лицу, исполняющему должность Государственного казначея.

В отношении борьбы с инфляцией царствование Александра I не было особенно успешным. В связи с растущими расходами на содержание армии, и, в последующие годы, на войну с армией Наполеона Бонапарта, Александру Павловичу пришлось вернуться к внутренним и внешним займам, активному выпуску новых ассигнаций. Если в 1802 году курс бумажного рубля повысился до 80 копеек, то «начавшаяся с 1805 года огромная эмиссия бумажных денег обесценила бумажный рубль до 20 копеек» металлического после Отечественной войны. «Такое падение курса произвело огромное впечатление на государство; началась политика сокращения расходов, а с 1817 года начиналось даже уничтожение части ассигнаций, количество которых к 1823 году уменьшилось с 826 до 596 миллионов» .

II Внешняя политика.

«C воцарением Екатерины II начинается новый территориальный рост России. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область. Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.). Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России западную Русь. По первому из них в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795-1797 гг.) - литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское» . Следует обратить внимание на то, что третий раздел Польши был завершен уже усилиями Павла I.

Калмыцкие степи, Горный Алтай, Аляска, Курильские и Алеутские острова, открытые русскими первопроходцами дополнили территориальное расширение империи. Все эти преобретения сильно расширили экономическую базу страны.

Придя к власти, Павел I посчитал своей обязанностью отказаться от наступательной политики, дабы провести реорганизацию армии, и освоить уже полученные территории. Во внешней политике Павел I стремился к установлению равноправного положения России с европейскими странами, взаимопомощи и честному исполнению взаимных обязательств. Несмотря на то, что Павел был противником наступательных войн, когда проигрывающая в войне с Наполеоном Европа и Турция в 1799 году попросила о помощи, русский император (противник французских революционных идей) согласился помочь. Турция просила дать в помощь русский флот, и, объединив его с турецким, под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова, освободить захваченные французами острова Ионического архипелага. Король Неаполя Фердинанд IV просил помощи русско-турецкого флота в освобождении Неаполитанского королевства и Папской области от французов. Австрийский монарх просил отправить объединенные русско-австрийские войска, под предводительством А.В.Суворова на освобождение австрийских владений Северной Италии. Англия просила отправить отряд в 45 тысяч человек в Нидерланды. По плану русско-английские войска должны были добиться независимости Голландии. Так же, ещё до создания II антифранцузской коалиции, за помощью к Павлу I пришел изгнанный французами Мальтийский Орден, вручив при этом ему цепь магистра. В силу своего характера и своего видения международных отношений, Павел I не мог отказаться, и в дальнейшем посчитал своим долгом вернуть Ордену отнятые земли.

Многие беглецы с Мальты, да и сам Орден (который расположился в Петербурге) нашли временный приют в России. Под руководством Ушакова «союзный русско-турецкий флот освободил от французов Ионические острова (Цериго, Занте, Кафеллония, Св. Мавра), 20 февраля 1799 захватил крепость Корфу, главный опорный пункт Франции на Адриатике. По его инициативе на Ионических островах было создано Свободное государство семи островов под временным протекторатом России и Турции. Летом 1799 привел русско-турецкий флот к берегам Южной Италии, где соединился с Балтийской эскадрой контр-адмирала П.К.Карцова. Способствовал изгнанию французов из Папской области и Неаполитанского королевства» . Союзные войска под предводительством Суворова полностью вернули северно-италийские владения Австрии. Только операция в Голландии не добилась успеха, причиной чему была плохая организация английских войск и желание английских командиров получить победу только русскими войсками. Русские войска вернулись на родину.

Таким образом, в 1798-1799 гг. Россия исполнила свои обязательства перед государствами антифранцузской коалиции. Следует подчеркнуть, что именно смелые, нестандартные действия русских войск позволили сводным силам коалиции выполнить поставленные задачи.

Присоединившись к антифранцузской коалиции, Англия («царица морей») так же направила свой флот под руководством Нельсона в Средиземное море. Нельсон, освободив от французов Мальту, отказал Павлу I в возвращении Мальтийского Ордена на свою родину. Более того Нельсон вражески выстроил свою флотилию против русского флота, когда Ушаков вступился на защиту итальянцев и пленных французов от Ордена Иезуитов. Ко всему этому следует добавить, - стоило только поразить французскую армию, и Вена, и Лондон «забыли» о русских: прекратились поставки вооружения и провианта. Русские войска выходили из тупикового положения с победой, опираясь только лишь на внутренние силы и душевный порыв воинов. Чего стоит только один вывод русских войск из альп.

Случайна ли эта забывчивость? Скорее всего - нет. Некоторые источники свидетельствуют, что Нельсон получил прямое предписание британского премьер-министра Уильяма Питта-младшего не давать России расширить своё влияние ни в Греции, ни в Италии. Это объясняет вызывающее поведение Нельсона, потребовавшего от Ушакова подчинение английским оккупационным правилам. Таким образом, открыто демонстрировалось превосходство Англии, и нежелание видеть в России равного партнера. Столь пренебрежительное и даже предательское отношение союзников к России заставило Павла I выйти из антифранцузской коалиции, отозвать на родину войска Суворова и Ушакова.

Разрыв отношений с Англией большинство историков считают ошибкой. Перед Павлом встал вопрос о налаживании военно-политических и торговых отношений с Францией.

«Начавшаяся с конца 1800 г. экономическая борьба России и Англии с каждым месяцем усиливалась, причем наиболее активно вел эту борьбу сам Павел» .

«23 октября 1800 г. генерал-прокурору и коммерц-коллегии было велено «наложить секвестр на все английские товары и суда, в российских портах находящиеся», что тогда же было исполнено. В связи с конфискацией товара поднялся сложный вопрос о расчетах и кредитных операциях между английскими и русскими купцами.

22 ноября 1800 г. был издан высочайший указ коммерц-коллегии: «Состоящие на российских купцах долги англичан впредь до расчета оставить, а имеющиеся в лавках и магазинах английские товары в продаже запретить».

30 ноября, по ходатайству русских купцов, английские товары разрешено было продавать для уплаты долгов, а для обоюдных долговых расчетов были учреждены ликвидационные конторы в С.-Петербурге, Риге и Архангельске».

Если общее предписание о запрете ввоза английских товаров исполнялось, то противодействовать вывозу русского сырья в Англию было гораздо труднее. 15 декабря объявили Высочайшее повеление, «чтобы со всею строгостью наблюдаемо было, дабы никакие российские продукты не были вывозимы никаким путем и никакими предлогами к англичанам». Однако, вскоре выяснилось, что, несмотря на запреты, русские материалы идут в Англию через Пруссию. Тогда последовало запрещение вывоза российских товаров в Пруссию. Самой крайней мерой в борьбе русского правительства с заграничным товарообменом стало общее распоряжение Коммерц-коллегии 11 марта 1801 г. (в последний день жизни Павла) о том, «чтобы из российских портов и пограничных сухопутных таможен и застав никаких российских товаров выпускаемо никуда не было без особого Высочайшего повеления». Естественно, это распоряжение уже не могло быть выполнено. Однако, на целый день вся страна стала закрытой экономической зоной, пусть даже лишь на бумаге. Очевидно, что эти указы нанесли немалый урон российской торговле»

«Порвав торговый союз с Англией, Россия возобновила торговлю с Францией. Впрочем, ряд договоров о торговле не мог существенно отразиться на торговых оборотах в виду того, что основные торговые пути на Севере и Западе были в руках англичан. Однако в области внешнеторговых соотношений можно выделить создание первой российско-американской компании в 1798 году.

Гораздо существеннее были попытки завоевать азиатский рынок. С этой целью предприняли ряд мер, способствовавших увеличению торговли с Персией, Хивой, Бухарой, Индией и Китаем. В 1798 г. разрешили вывозить в Азию железо, медь, олово, хлеб, иностранную золотую и серебряную монету. Запрещение сохранилось лишь на вывоз воинских снарядов. Были изданы распоряжения об охране купцов, торговавших в Среднеазиатских странах. До разрыва с Англией в этой торговле не было необходимости, но уже в сентябре 1800 г. генерал-прокурор, по указу императора, обратился к купечеству с предложением расширить торговлю с Хивой, для чего обещал поддержку правительства. 29 декабря 1800 г. состоялось Высочайшее распоряжение: «Сделать коммерц-коллегии положение о распространении торговли с Индией, Бухарой и Хивой, от Астрахани по Каспийскому морю и от Оренбурга, и составить план новому таможенному на тот край порядку, тарифу и устав предполагаемой компании; равномерным образом войти в рассмотрение средств для установления и распространения торговли по Черному морю». Интерес к азиатской торговле ослаб после смерти Павла, когда были восстановлены отношения с Англией.

Правительство, и купечество, почти порвав торговые отношения с Западом, не только занялись упрочением и расширением своей внутренней торговли, но и повернулись в своих проектах к Востоку и Югу, предполагая увеличить торговые сношения с азиатскими странами. Впрочем, разочарований в этой отрасли было гораздо больше, чем успехов».

Однако кроме простого торгового бойкотирования конечной целью Франции и России был раздел Британской и Османской империи. Для этого Павел I издал распоряжение о походе на Индию. В поход отправился экспедиционный корпус численностью в 22500 казаков под командой атамана генерала от кавалерии графа Федора Петровича Орлова-Денисова и казачьего атамана Платова.

Заключение.

В рамках небольшой работы практически невозможно всесторонне рассмотреть и полно оценить деятельность такого выдающегося Императора, которым, несмотря на свое короткое правление, являлся Павел I.

За недолгое время, проведенное на престоле Российского государства, Павел Петрович не успел реализовать все задуманное. Тем более важно и ценно для историков и для потомков то, что он успел осуществить.

Императором Павлом была практически выстроена во всех сферах, касающихся внутренней жизни государства, четкая вертикальная структура власти самодержавного монарха. И в судебной власти, и в финансовой системе, и в общем государственном устройстве мы можем видеть стройную иерархическую систему, основанную на идее служения Отечеству всех сословий, начиная от самого Государя и заканчивая крестьянами.

Несмотря на трудную личную судьбу и противоречия с матерью, Павел все же продолжил многие начинания Екатерины II, бывшей сильной самодержавной правительницей, ставившей заботу о благе Отечества в основу своего правления.

И Александр I, и Николай I, несмотря на то, что политика времен их царствований часто противопоставляется историками, были все же родными братьями и детьми своего отца. И если Александр I, особенно в начале своего правления был вынужден (можно только предполагать, по каким причинам), пресечь многие начинания своего отца и сделать шаг в сторону или назад, то Николай I, вступивший на престол при драматических обстоятельствах, для того чтобы сохранить Россию от разрушения осознанно принимал жесткие меры, во многом продолжавшие и закреплявшие то, что было начато его отцом.

Внимательно изучая законотворческое наследие Императора Павла Петровича, нельзя не увидеть, что принципы, положенные им в основание государственной системы, универсальны и в каком-то смысле идеальны. Идеалы высокого служения Отечеству на любом поприще, идеалы христианской нравственности как основы устройства государства, честность и рвение в исполнении своего служебного долга, милосердие и поддержка, обращенные к слабейшим членам общества, требовательность к тем, кто облечен властью и образован.

Очень надеюсь, что историки в области государства и права обратят свое внимание на законотворчество Императора Павла.

Сейчас как никогда наша страна нуждается в том, о чем мечтал Император Павел I - в приведении «всех частей государства порядком до равновесия, в котором должны быть, чтоб оное могло неразрушимо и невредимо стоять» ».

Выражаю благодарность Владимиру Мартову и Анне Бойко-Великой за помощь в
подготовке ряда материалов к этому исследованию. же.

Цит. по: Песков А.М. «Павел I» М., «Молодая гвардия», 2005. С. 327.

Список использованной литературы.

1.История судебной системы в России (Под редакцией Н.А.Колоколова). Москва, Закон и право. 2011 г.

2. Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830 - тт. 24-31

Список законов Российской империи задействованных в данной работе: номера законов

17567; 17588; 17589; 17590; 17609; 17634; 17735; 17739; 17833;

3. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. IXA (СПб, 1893), XXA, (СПб, 1897), XXV (СПб, 1898).

4. Снегирев В. Административное деление и учреждения дореволюционной России по периодам // Энциклопедический словарь «Гранат». 1938. Т. 36, ч. 6 Приложение 1. С. 1-7.

5. Ключевский В.О. О русской истории М. Просвещение, 1993 год.

6. Валишевский К. Собрание сочинений в пяти томах, том 5: «Сын Великой

Екатерины Император Павел 1 (Его жизнь, царствование и смерть). М..