(урок-лекция с применением мультимедийного учебника)

ОУ «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Харабали»

Астраханской области

Районный семинар заместителей директоров по УВР «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе приемов педагогических технологий»

Открытый урок по теме:

Класс: 9-а 2009-2010 учебный год

Предмет: история

Тема урока: Экономика «Развитого социализма»

Цели урока:

Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССР в 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономи­ческого кризиса в Советском Союзе.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

На уроке формируются компетенции:

    информационные,

    учебно-познавательные,

    коммуникативная,

    ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Оформление доски : тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (экстенсивная экономика), домашнее задание.

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направле­ний реформы промышленности;

1979 г. - реформа хозяйствен­ного механизма.

Термины:

интенсивное, экстенсивное развитие;

самоокупаемость;

хозрасчет.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка принадлежностей;

Постановка целей и задач урока.

II . Проверка знаний

Использование медиатестов СД-4 § 43

Фронтальный опрос учащихся.

    Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.

    Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?

    Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.

    Какие последствия для экономической и социальной сферы мог­ла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сель­ского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?

    Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее по­ложительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения на­селения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?

    Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?

    В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических ре­форм Хрущева?

III . Изучение нового материала

    Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.

    Реформа промышленности: замыслы и результаты.

    Научно-технический прогресс.

    Социальная политика.

(Рассказ учителя.)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стиму­лирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

    рост капиталовложений и незавершенного строительства;

    массовое производство изделий, не находивших сбыта;

    несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;

    нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой? Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.

Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных про­блем села.

2. Частичное использование экономических стиму­лов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

С учетом предыдущего исторического опы­та (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые мог­ли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на разви­тие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

Каким образом власти пытались решить про­блему нехватки продовольственных товаров?

Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышлен­ности следует обратить особое внимание учеников на поиск внут­ренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

    изменение условий пла­нирования и усиление экономического стимулирования;

    введение и новых показателей, призванных обес­печить ее качество;

    сокращение до минимума числа планируемых показате­лей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;

    разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материаль­ного поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;

    восстановление управления про­мышленностью через отраслевые министерства;

    сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утверж­денных планов предоставлялось самим предприя­тиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %


Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свер­тывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономи­ческой реформы 1965 г.»:

(Заполнение таблицы)

Объективные причины

Субъективные причины

Экстенсивные основы разви­тия.

Непоследо­вательность реформы.

Попытка провести реформу при од­новременном свертывании про­цесса демократи­зации в политиче­ской жизни.

Даже упоминание рыночных отно­шений объявля­лось антисоциали­стическим, в тео­рии и практике господствовало тотальное плани­рование.

Большая часть хозяйственного аппарата сформи­ровалась в сталин­скую эпоху, вла­дела командными методами управ­ления, которые не «вписывались в реформу».

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

Научно-технический прогресс.

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуще­ствами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV . Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V . Домашнее задание: § 44.

1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.

2) Проанализируйте документ с.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.

VI. Подведение итогов урока.

Слайд 2

Домашнее задание

Слайд 3

Консервация политического режима

  • Слайд 4

    План урока

    Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры; Неосталинизм; Укрепление роли армии и органов безопасности; Конституция СССР 1977 г.

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    1. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры

    Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти Л.И. Брежнева (лидер СССР в 1964-1982) для партийно-государственного аппарата наступил своеобразный «золотой век» Л.И. Брежнев Начатая Хрущевым политика десталинизации и относительная демократизация превратили аппарат из орудия лидеров страны в самостоятельный субъект политики Аппарат в качестве главного своего лозунга выдвинул идею «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом «Стабильность» вела к консервации политических и государственных структур

    Слайд 8

    Первые решения нового руководства означали возврат к прежним, привычным для аппарата структурам управления 1. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства, причем количество их с каждым годом росло 2. Значительно усилился контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества 3. Для материальною обеспечения аппарата была отлаженная система льгот и привилегий

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    2. Неосталинизм

    Обеспечив себе восстановление господствующих позиций, партаппарат отказался от критики «культа личности» Во время празднования 20-летия Победы, в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу Имя Сталина, его образ начинают присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах, периодике Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах

    Слайд 12

    3. Укрепление роли армии и органов безопасности

    С устранением Хрущева возросла роль армейского руководства и органов безопасности Увеличилось финансирование оборонных программ С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет - залог будущего военно-стратегического паритета с США Была создана высокоэффективная система ПВО. Значительно выросли численность и боевая мощь авиации и флота С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Все это укрепляло обороноспособность

    Слайд 13

    В условиях нарастания диссидентскогодвижения в стране, проявления социальной напряженности власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова (1967 г.) борьбе с инакомыслием стали уделять еще больше внимания Создается Пятое управление КГБ (по борьбе с диссидентством), сотрудники которого были внедрены почти во все организации, учреждения и движения

    Открытый урок по теме:

    « Экономика «Развитого социализма»

    учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

    Варава Ирины Михайловны

    Класс: 9-а 19.02.2014

    Предмет: история

    Цели урока:

    Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

    Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

    Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

    Тип урока: Проблемный

    Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

    На уроке формируются компетенции:

    • информационные,
    • учебно-познавательные,
    • коммуникативная,
    • ценностно-смысловая.

    Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

    Основные даты:

    март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

    сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

    1979 г. - реформа хозяйственного механизма.

    Термины:

    *Товарный голод

    *Экономический застой

    *Дефицитная экономика

    *Экстенсивное развитие

    *Интенсивное развитие

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    Проверка готовности к уроку;

    Постановка целей и задач урока.

    II. Проверка знаний

    Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

    Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел

    У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)

    Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел

    Фронтально с классом:

    Вопросы:

    1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
    2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
    3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
    4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
    5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
    6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

    III. Изучение нового материала

    1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
    2. Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.

    3. Научно- технический прогресс.

    4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    (Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)

    Цель реформы:

    1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

    2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

    • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
    • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
    • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
    • нарастание бумаготворчества.

    Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

    Сущность и основные направления реформы.

    Работа с содержание реформ по вариантам:

    Фронтальное подведение итогов по вариантам

    2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:

    « Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

    Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

    Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

    В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

    1. Решение социальных проблем села.

    2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

    а) повышение закупочных цен,

    б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

    в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

    г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

    3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

    Проверка выполнения задания.

    1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

    2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

    3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

    4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

    Ход и итоги реформы в промышленности

    При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

    В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

    • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
    • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
    • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
    • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
    • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
    • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

    (Проверка выполнения задания.)

    Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

    Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

    Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

    После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

    Научно-технический прогресс.

    В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

    Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

    Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

    Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

    Укажите положительные тенденции в это время.

    Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

    Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

    Анализ социальной политики.

    После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

    В чем причины улучшения жизни?

    Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

    За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

    IV. Закрепление.

    Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

    Выполнение проблемного задания.

    V. Домашнее задание: § 44.

    VI. Подведение итогов урока.

    План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

    Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

    Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

    Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

    Результаты сворачивания реформ %

    Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

    Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию

    Вопросы и задания: Познакомьтесь с воспоминаниями поэта С.В. Михалкова о Л.И. Брежневе (см. зад.№2, стр. 220) и подготовьте ответы на вопросы к документу. Каким вам представляется Л.И. Брежнев как руководитель СССР? В какой степени личность Л.И. Брежнева как руководителя государства оказывала влияние на состояние страны в этот период? Объясните значение понятия «номенклатура». Сравните положение партийно-государственной бюрократии брежневского и сталинского периодов советской истории (§18-19, с.132). В чем проявлялась власть советской партийно-государственной номенклатуры в 1960-70-х годах? Проанализируйте фрагмент документа. Как вы думаете, изменилась ли сущность власти советского тоталитарного режима в 1970-х нач. 1980-х годов? Если да, то в чем это проявлялось?{ Цедесообразно обратить внимание старшеклассников на закрепление власти партийно- государственной бюрократии в статье 6 Конституции СССР 1977 года. Учитель предлагает школьникам сравнить содержание}

    1 слайд

    2 слайд

    Цели и задачи: познакомить учащихся с экономической ситуацией, сложившейся в СССР в середине 60 - середине 80-х годов; обратить внимание на экономические проблемы, пути их решения и результаты; продолжить формирование навыков самостоятельного подбора материала в соответствии с поставленными вопросами и логической аргументацией своих позиций.

    3 слайд

    I. Вступление /необходимость экономических преобразований в СССР в с. 60-х; реформаторская деятельность А.Н.Косыгина/ II. Работа по вопросам семинара III. Подведение итогов работы / уровень экономического развития страны к середине 80-х годов; причины увеличения отставания экономики СССР от уровня Запада/

    4 слайд

    Вступление Неудачи начала 60-х годов породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководителей страны. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

    5 слайд

    6 слайд

    Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Каков их результат? Цели и результаты реформы в промышленности.(Работа Калининского филиала ВНИИТП в 60 -80-е годы.) Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? (с использованием документа и вопроса на с.304 учебника) Что такое постиндустриальное общество? Какие особенности его отличают? Можно ли утверждать, что СССР в начале 70-х годов, как и Запад, вступил в стадию постиндустриального развития? Ответ обоснуйте. Охарактеризуйте социальную политику государства, сопоставив положительные и отрицательные моменты.

    7 слайд

    …В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.:»Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина, почему она не состоялась? Что бы вы ответили на этот вопрос одного из работников ЦК КПСС?

    8 слайд

    Каким стал уровень развития СССР к середине 80-х годов? В чем, по-вашему, причины увеличения отставания экономики Советского Союза от экономики Запада?