Работа 24 политическое развитие экономика развитого социализма. I
(урок-лекция с применением мультимедийного учебника)
ОУ «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Харабали»
Астраханской области
Районный семинар заместителей директоров по УВР «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе приемов педагогических технологий»
Открытый урок по теме:
Класс: 9-а 2009-2010 учебный год
Предмет: история
Тема урока: Экономика «Развитого социализма»
Цели урока:
Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССР в 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в Советском Союзе.
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
На уроке формируются компетенции:
информационные,
учебно-познавательные,
коммуникативная,
ценностно-смысловая.
Учебное оборудование: карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),
Оформление доски : тема урока, план изучения новой темы, новые слова (экстенсивная экономика), домашнее задание.
Основные даты:
март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;
сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;
1979 г. - реформа хозяйственного механизма.
Термины:
интенсивное, экстенсивное развитие;
самоокупаемость;
хозрасчет.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка принадлежностей;
Постановка целей и задач урока.
II . Проверка знаний
Использование медиатестов СД-4 § 43
Фронтальный опрос учащихся.
Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
Какие последствия для экономической и социальной сферы могла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?
Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?
III . Изучение нового материала
Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.
Реформа промышленности: замыслы и результаты.
Научно-технический прогресс.
Социальная политика.
(Рассказ учителя.)
Цель реформы:
1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;
2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:
рост капиталовложений и незавершенного строительства;
массовое производство изделий, не находивших сбыта;
несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
нарастание бумаготворчества.
Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой? Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.
Сущность и основные направления реформы.
Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.
Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве
В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:
1. Решение социальных проблем села.
2. Частичное использование экономических стимулов к труду:
а) повышение закупочных цен,
б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,
в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,
г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.
3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.
В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?
С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.
Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?
Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?
Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?
Ход и итоги реформы в промышленности
При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.
В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:
изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.
(Проверка выполнения задания.)
Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?
Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %
Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:
(Заполнение таблицы)
Объективные причины |
Субъективные причины |
Экстенсивные основы развития. Непоследовательность реформы. Попытка провести реформу при одновременном свертывании процесса демократизации в политической жизни. Даже упоминание рыночных отношений объявлялось антисоциалистическим, в теории и практике господствовало тотальное планирование. |
Большая часть хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, владела командными методами управления, которые не «вписывались в реформу». |
После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?
Научно-технический прогресс.
В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?
Охарактеризуйте постиндустриальное общество.
Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.
Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?
Укажите положительные тенденции в это время.
Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?
Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.
Анализ социальной политики.
После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:
Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.
В чем причины улучшения жизни?
Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?
За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?
IV . Закрепление.
Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника
Выполнение проблемного задания.
V . Домашнее задание: § 44.
1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.
2) Проанализируйте документ с.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.
VI. Подведение итогов урока.
Слайд 2
Домашнее задание
Слайд 3
Консервация политического режима
Слайд 4
План урока
Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры; Неосталинизм; Укрепление роли армии и органов безопасности; Конституция СССР 1977 г.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
1. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры
Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти Л.И. Брежнева (лидер СССР в 1964-1982) для партийно-государственного аппарата наступил своеобразный «золотой век» Л.И. Брежнев Начатая Хрущевым политика десталинизации и относительная демократизация превратили аппарат из орудия лидеров страны в самостоятельный субъект политики Аппарат в качестве главного своего лозунга выдвинул идею «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом «Стабильность» вела к консервации политических и государственных структур
Слайд 8
Первые решения нового руководства означали возврат к прежним, привычным для аппарата структурам управления 1. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства, причем количество их с каждым годом росло 2. Значительно усилился контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества 3. Для материальною обеспечения аппарата была отлаженная система льгот и привилегий
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
2. Неосталинизм
Обеспечив себе восстановление господствующих позиций, партаппарат отказался от критики «культа личности» Во время празднования 20-летия Победы, в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу Имя Сталина, его образ начинают присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах, периодике Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах
Слайд 12
3. Укрепление роли армии и органов безопасности
С устранением Хрущева возросла роль армейского руководства и органов безопасности Увеличилось финансирование оборонных программ С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет - залог будущего военно-стратегического паритета с США Была создана высокоэффективная система ПВО. Значительно выросли численность и боевая мощь авиации и флота С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Все это укрепляло обороноспособность
Слайд 13
В условиях нарастания диссидентскогодвижения в стране, проявления социальной напряженности власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова (1967 г.) борьбе с инакомыслием стали уделять еще больше внимания Создается Пятое управление КГБ (по борьбе с диссидентством), сотрудники которого были внедрены почти во все организации, учреждения и движения
Открытый урок по теме:
« Экономика «Развитого социализма»
учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области
Варава Ирины Михайловны
Класс: 9-а 19.02.2014
Предмет: история
Цели урока:
Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР
Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.
Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.
Тип урока: Проблемный
Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.
На уроке формируются компетенции:
- информационные,
- учебно-познавательные,
- коммуникативная,
- ценностно-смысловая.
Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),
Основные даты:
март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;
сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;
1979 г. - реформа хозяйственного механизма.
Термины:
*Товарный голод
*Экономический застой
*Дефицитная экономика
*Экстенсивное развитие
*Интенсивное развитие
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку;
Постановка целей и задач урока.
II. Проверка знаний
Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел
Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел
У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)
Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел
Фронтально с классом:
Вопросы:
- Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
- Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
- Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
- Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
- Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
- В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?
III. Изучение нового материала
- Аграрная реформа 1965г и ее итоги
- Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.
3. Научно- технический прогресс.
4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).
(Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)
Цель реформы:
1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;
2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:
- рост капиталовложений и незавершенного строительства;
- массовое производство изделий, не находивших сбыта;
- несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
- нарастание бумаготворчества.
Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.
Сущность и основные направления реформы.
Работа с содержание реформ по вариантам:
Фронтальное подведение итогов по вариантам
2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:
« Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.
Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве
В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:
1. Решение социальных проблем села.
2. Частичное использование экономических стимулов к труду:
а) повышение закупочных цен,
б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,
в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,
г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.
3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.
Проверка выполнения задания.
1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?
2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.
3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?
4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?
Ход и итоги реформы в промышленности
При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.
В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:
- изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
- введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
- сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
- разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
- восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
- сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.
(Проверка выполнения задания.)
Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?
Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %
Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ
После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?
Научно-технический прогресс.
В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?
Охарактеризуйте постиндустриальное общество.
Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.
Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?
Укажите положительные тенденции в это время.
Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?
Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.
Анализ социальной политики.
После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:
Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.
В чем причины улучшения жизни?
Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?
За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?
IV. Закрепление.
Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника
Выполнение проблемного задания.
V. Домашнее задание: § 44.
VI. Подведение итогов урока.
План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).
Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие
Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ
Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма
Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %
Результаты сворачивания реформ %
Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным
Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию
Вопросы и задания: Познакомьтесь с воспоминаниями поэта С.В. Михалкова о Л.И. Брежневе (см. зад.№2, стр. 220) и подготовьте ответы на вопросы к документу. Каким вам представляется Л.И. Брежнев как руководитель СССР? В какой степени личность Л.И. Брежнева как руководителя государства оказывала влияние на состояние страны в этот период? Объясните значение понятия «номенклатура». Сравните положение партийно-государственной бюрократии брежневского и сталинского периодов советской истории (§18-19, с.132). В чем проявлялась власть советской партийно-государственной номенклатуры в 1960-70-х годах? Проанализируйте фрагмент документа. Как вы думаете, изменилась ли сущность власти советского тоталитарного режима в 1970-х нач. 1980-х годов? Если да, то в чем это проявлялось?{ Цедесообразно обратить внимание старшеклассников на закрепление власти партийно- государственной бюрократии в статье 6 Конституции СССР 1977 года. Учитель предлагает школьникам сравнить содержание}
1 слайд
2 слайд
Цели и задачи: познакомить учащихся с экономической ситуацией, сложившейся в СССР в середине 60 - середине 80-х годов; обратить внимание на экономические проблемы, пути их решения и результаты; продолжить формирование навыков самостоятельного подбора материала в соответствии с поставленными вопросами и логической аргументацией своих позиций.
3 слайд
I. Вступление /необходимость экономических преобразований в СССР в с. 60-х; реформаторская деятельность А.Н.Косыгина/ II. Работа по вопросам семинара III. Подведение итогов работы / уровень экономического развития страны к середине 80-х годов; причины увеличения отставания экономики СССР от уровня Запада/
4 слайд
Вступление Неудачи начала 60-х годов породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководителей страны. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы материальной заинтересованности производителя в результатах труда.
5 слайд
6 слайд
Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Каков их результат? Цели и результаты реформы в промышленности.(Работа Калининского филиала ВНИИТП в 60 -80-е годы.) Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? (с использованием документа и вопроса на с.304 учебника) Что такое постиндустриальное общество? Какие особенности его отличают? Можно ли утверждать, что СССР в начале 70-х годов, как и Запад, вступил в стадию постиндустриального развития? Ответ обоснуйте. Охарактеризуйте социальную политику государства, сопоставив положительные и отрицательные моменты.
7 слайд
…В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.:»Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина, почему она не состоялась? Что бы вы ответили на этот вопрос одного из работников ЦК КПСС?
8 слайд
Каким стал уровень развития СССР к середине 80-х годов? В чем, по-вашему, причины увеличения отставания экономики Советского Союза от экономики Запада?