Предмет экономической теории. Три ее фундаментальных вопроса.

Методы экономического анализа.

История развития экономической теории.

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами, направлениями, течениями, объединенными задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляющими предмет этого исследования. Схематичное изображение генезиса предмета экономической науки представлено в таблице 1.1.

Эволюция предмета экономической теории

Ведущие представители экономических школ и направлений Содержание предмета экономической теории и цель исследования
1) Ксенофонт, древнегреческий философ, 430-350 гг. до н.э., автор "Домостроя" Автор названия науки (от греческого словосочетания "ойкос"– дом, хозяйство, "номос"– правило, закон). Предметом изучения экономики было объявлено домашнее хозяйство, способы его увеличения и умение пользоваться
2) Аристотель, древнегреческий философ, 384-322 гг. до н.э. Противопоставление экономики хрематистике. Предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги
3) А. Монкретьен, французский дворянин (ок. 1575-1621 гг.) Автор "Трактата политической экономии" (1616 г.) и нового названия науки, предмет которой состоит в изучении государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами
4) Школа физиократов. Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, Д. де Немур, середина XVIII в. Предмет изучения – непреложные и всеобщие абсолютные естественные законы, установленные Свыше. Государственная власть должна быть отражением естественных законов, познанием которых занимается политэкономия
5) А. Смит, шотландский ученый (1723-1790 гг.) Автор "Исследования о природе и причинах богатства народов". Предметом изучения является богатство нации, его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции. Введение понятия нормативной и позитивной экономической теории
6) К. Маркс, немецкий ученый (1818-1883 гг.) Автор "Капитала". Под предметом политэкономии понимаются объективные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Данные отношения, названные производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов – задача политэкономии
7) Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма) К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк Цель политэкономии – исследование социальных законов. Содержание этих законов составляют индивидуально-психологические мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий изолированных членов общества
8) А. Маршалл, английский ученый (1842-1924 гг.), основоположник неоклассического направления Автор научного труда "Принципы экономической науки", в котором применил ее новое название "economics", определив как науку о богатстве, часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, т.е. денег
9) Историческая школа (середина XIX в.), Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс Отрицание политической экономии как науки, изучающей законы общественного развития, присуще всем странам. Утверждение, что экономические законы различаются в зависимости от физической, социальной, политической и религиозной среды. Географическое положение страны, ее естественные богатства, научная и художественная культура жителей, их моральный и интеллектуальный уровень, правительственная среда создают своеобразную органическую среду для появления специфических законов развития каждой нации
10) Дж. М. Кейнс, основатель макроэкономического направления (1883-1946 гг.) Автор "Общей теории занятости, процента и денег". Расширил предмет исследования классической школы, включив в него экономику в состоянии депрессии. Принцип ограниченных ресурсов заменен недоиспользованием мощностей и безработицей в условиях депрессии
11) М. Фридмен, лидер монетаристского направления (1912 г. р.) Предмет экономической науки состоит в изучении законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития


Таким образом, предметом экономической теории является си­стема производственных отношений в единстве с богатством и ог­раниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным по­треблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким обра­зом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потреб­ности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовле­творить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоян­ная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редко­сти и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по­требностей.

Экономика изучает, как общество, используя ограничен­ные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и ус­луг в целях удовлетворения потребностей граждан, решает, три фундаментальных вопроса : 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?

Вопрос Что производить? никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: “Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность”. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

Проиллюстрируем способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей , которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте.

Ответ на вопрос Как производить? не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса - Для кого производить? - связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться (1) уравнительно, (2) на основе принципа “по труду”, или (3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов (факторов производства), скажем, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно при помощи кривой Лоренца , названной так в честь американского экономиста, разработавшего эту методику (рис. 1.4).

В рамках этой модели за 100% принимается все население страны и изучается, какой процент общего дохода граждан данного государства приходится на ту или иную группу населения.

Представим себе, что все население страны ранжировано в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого. Будем откладывать на оси абсцисс процентные группы населения от 0% до 100%, а на оси ординат - процент получаемого этими группами дохода. Линия ОЕ, являясь биссектрисой, показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Действительно, если все получают поровну, то 20% населения получит 20% от общего дохода, 40% населения - точно 40% дохода и т. д. Все точки окажутся строго на биссектрисе. В жизни такого состояния не бывает, поскольку всегда существует определенная дифференциация в доходах.

Отклонение кривой О, А, В, С, D, Е от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем большее неравенство наблюдается в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая. Если, скажем, на долю беднейших 20% населения придется только 18% всех доходов, то кривая Лоренца почти совпадет с биссектрисой - неравенство невелико. Но если их доля в доходе всего лишь 3%, то кривая пройдет много ниже биссектрисы, показывая этим, что имущественное неравенство огромно.

Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно, тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

Слово экономика происходит от двух слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика -это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика -это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика -это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

Экономические науки экономическая теория

Отдельные экономические науки


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

2. Функции и структура экономической теории.

Экономическая теория выполняет ряд функций, которые харак­теризуют ее общественное назначение и роль. Выделяют следующие функции экономической теории:

1. Познавательная функция . Она вытекает из основной задачи эко­номической науки - познания сущности экономических явлений, объективных законов экономического развития. Данная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В экономике все это обозначают как "описательная наука", занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

2. Методологическая функция . Дж. Кейнс считал, что экономичес­кая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых не­посредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Экономичес­кая теория выступает в качестве теоретического фундамента комплек­са экономических наук - отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.) И функциональных (финансы и кре­дит, бухгалтерский учет, аудит, денежное обращение и др.).

З. Практическая функция . Ее содержанием является обеспечение экономической политики. Результаты развития экономической теории непосредственно используются на практике. Экономическая те­ория не является точной наукой, но она может использовать статис­тические методы анализа для исследования многих конкретных про­блем. Конечно же, для того, чтобы теория имела практическое применение, она не должна подтверждаться в каждом конкретном случае. Однако общие положения этой науки успешно используются при обосновании экономической политики государства и разработке национальных моделей экономики.

4. Прогностическая (гр. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории заключается в формировании научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой соответствующих плановых критериев и Показателей. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

В последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки, что связано с широким применением математических методов и статистики для изучения усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. Начиная с 1969 г., Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевские премии по экономике за лучшие научно-практические разработки. Эту премию, в частности, получили:

в 1970 г. Пол Самуэльсон (США) - за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках;

в 1973 г. Василий Леонтьев (США) - за разработку метода «затраты – выпуск»;

в 1974 г. Фридрих фон Хайек (Великобритания) и Гуннар Мюрдаль (Швеция) - за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений;

в 1975 г. Тьяллинг (США) и Леонид Канторович (Советский Союз) - за разработку теории оптимального использования ресурсов;

в 1988 г. Морис Аллэ (Франция) - за разработку теории взаимосвязей экономического роста, инвестиций, процентах ставок.

Всего насчитывается свыше тридцати лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем.

Экономика - сложная многоуровневая система. Поэтому эконо­мическая теория изучает проблемы эффективного использования ог­раниченных ресурсов на микро- и макроуровне, которые тесно взаи­мосвязаны и взаимозависимы.

Микроэкономика - разделэкономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов, а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

Составными частями микроэкономики являются:

Þ теория и рыночного спроса и потребительского поведения;

Þ теория производства и затрат (издержек), теория фирмы;

Þ теория монополии и типы рыночных структур;

Þ проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода.

Макроэкономика - раздел экономической теории, связанный с деятельностью всех экономических субъектов - домашних хо­зяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Она изучает поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной за­нятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие дви­жение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдель­ной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные това­ры), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы.

Микро- и макроэкономика не являются разными дисциплинами - ­это два подхода к рассмотрению экономических явлений и процес­сов: на уровне хозяйствующих субъектов и на уровне национальной экономики в целом. Одни и те же методы анализа, концепции и ос­новные идеи используются как в той, так и в другой областях.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (ДЛЯ БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА)

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ДЕНЬГИ

1. Введение в экономическую теорию

2. Базовые экономические понятия

3. Экономические системы

4. Деньги и их функции

Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах. Первая аксиома – потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутомимы. Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены. Отсюда цель экономической теории как науки заключается в обосновании механизма оптимального использования производственных ресурсов, позволяющих произвести максимум товаров и услуг при минимуме затрат ограниченных ресурсов общества.

Экономика – это общественная наука, которая обосновывает оптимальный вариант использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей общества.

Потребность – это необходимость общества и индивида в товарах и услугах, без которых их дальнейшее развитие не представляется возможным и за производство которых они готовы расплачиваться своими ограниченными ресурсами. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость.

В современной экономической теории принято выделять три раздела:



1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы функционирования фирм, домашнего хозяйства или сферы частного бизнеса

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические проблемы в масштабе страны

3) мировая экономика (интерэкономика) – изучает экономические отношения в мировом сообществе

Эволюция экономической теории

История развития науки показывает: предмет каждой научной дисциплины постепенно меняется, эволюционирует. Это связано с постепенным накоплением, расширением объема знаний с различиями в позициях экономистов. Степень изменений может варьироваться от незначительных отличий до радикальных перемен. Предмет экономической теории осуществил заметную модификацию. Основные этапы эволюции предмета экономической теории отражены в таблице 1.

Таблица 1

Эволюция предмета экономической теории

Представители экономических школ и направлений Предмет (или сопряженные с ним понятия и категории)
Экономическая мысль периода античного рабства Ксенофонт, древнегреческий философ (430-350 гг. до н.э.) – автор понятия «экономика» (от греч. «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - правило, закон) Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н.э.) -домашнее хозяйство; - способы его увеличения; - умение его разумного использования Разделение хозяйственной сферы на два направления: - экономика (позитивно оцениваемая деятельность людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле); - хрематистика (негативно оцениваемая деятельность людей в сфере крупных торговых сделок с целью спекуляции и ростовщичества).
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах (IV-XIV вв.) Итальянский монах Фома Аквинский (1225-1274) - религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям (богатство, обмен, «справедливые цены», деньги, торговая прибыль и ростовщический процент) - крупная торговля, ссудные операции осуждались как явления грешные
Меркантилизм – экономическое течение периода зарождения рыночных экономических отношений (XIV-XVIII вв.) Томас Мэн (1571-1641), член совета директоров Ост-индской компании, автор книги «Богатство Англии – во внешней торговле»; А.Монкретьен (Франция), автор книги «Трактат политической экономии» (1616 г.). Ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и новое название науки, остававшееся безальтернативным вплоть до начала XX в. - государственное хозяйство, координирующее и регулирующее хозяйственную жизнь (прежде всего – в области торговли) - протекционисткая экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике - деньги в форме капитала как источник богатства
Школа физиократов(XVIII в.) Франсуа Кенэ (Франция, 1694-1774), автор экономической таблицы. Ввел в научный оборот табличное (наглядное) изображения взаимосвязей продуктовых потоков в обществе. Предпринял первую попытку макроанализа. А.Тюрго (Франция, 1727-1781), генеральный контролер финансов, реформатор. Стремился к либерализации экономики страны - происхождение богатства, закономерности его роста и распределения - анализ экономики на основе естественного (т.е. близкого принципам природной системы) порядка - труд земледельца как единственный источник всякого богатства - кругооборот в хозяйственной жизни
Классическая политическая экономия (XVIII-XIX вв.) Адам Смит (Англия, 1723-1790), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776. Смит ввел понятие нормативной и позитивной экономической теории. Давид Риккардо (Англия, 1772-1823), «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) Жан-Батист Сэй (Франция, 1767-1832), один из авторов трехфакторной концепции Джон Стюарт Милль (Англия, 1806-1873), «Основы политической экономии» (1848). Синтезатор идей классической школы - наука о происхождении богатства и его распределении между трудящимися, землевладельцами и капиталистами - политическая экономия – наука об экономических законах (Дж. Милль) - Проблема экономического развития общества и повышение его благосостояния - приоритетное исследование проблем сферы производства - понятие «экономический человек» и «невидимая рука рынка» - теория разделения труда - теория стоимости товара - теория производительности труда - теория денег - теория доходов - теория капитала - теория воспроизводства
Историческая школа (XIX в.) Фридрих Лист (Германия, 1789-1846), «Национальная система политической экономии» (1841); Вильгельм Рошер (1817-1894); Бруно Гильдебрант (1812-1878); Карл Книс (1821-1898); Густав Шмоллер (1838-1917); Адольф Вагнер (1835-1917); Карл Бюхер (1847-1930) - наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны; - отрицание ортодоксальной, «космополитической» теории А.Смита-Д.Рикардо. Универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования. Дельная экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. «Бунт против формализма» (оценка «историков» американским экономистом Б.Селигменом) - разработка теории производительных сил - концепции стадийного экономического развития - положение об активной экономической политике государства (первые основы теории экономической политики) - «экономическое воспитание нации важнее непосредственного производства материальных ценностей» (Лист)
Марксизм как теоретическая школа (XIX в) Карл Маркс (Гремания, 1818-1883, «Капитал» (1867); Фридрих Энгельс (Германия, 1820-1895), «Анти-Дюринг» (1878) Роза Люксембург (Германия, 1871-1919, «Накопление капитала» (1913) В.И. Ленин (Россия, СССР, 1870-1924), «Империализм как новейший этап капитализма» (1917); Н.И. Бухарин (Россия, СССР, 1888-1938), «Мировое хозяйство и империализм» (1918), «Политическая экономия рантье» (1919), «Экономика переходного периода» (1920) - предметом политэкономии являются производственные (т.е. экономические) отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ - данные отношения проявляются как система объективных экономических законов. Их изучение – задача политической экономии - приоритетное исследование проблем сферы производства
Австрийская школа (субективно-психологическое направление маржинализма, XIX в) Карл Менгер (Австрия, 1840-1921), «Основы учения о народном хозяйстве» (1871); Фридрих фон Визер (1851-1926); Ойген фон Беем-Баверк (1851-1914) - теория стоимости, или ценности (ценность как выражение предельной полезности) - теория ожидания - приоритетной в экономике является не сфера производства, а сфера потребления
Неоклассическое направление экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» (XIX -XX вв) Альфред Маршалл (Англия, 1842-1924), основоположник неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы», маржинализма. «Принципы экономикс» (1890). По инициативе маршала с 1902г. введено новое изложение экономической теории под названием «экономикс». Тем самым было вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж.С.Милля; Джон Бейтс Кларк (США, 1847-1938), основатель «американской школы» маржинализма; Вильфредо Праето (Италия, 1848-1923). Представитель «лозаннской школы» маржинализма. «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) - наука об изучении принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потребностей - теория стоимости и ценообразования на рынке. «Цена равновесия» в точке пересечения спроса и предложения - концепция эластичности спроса - учение о статике и динамике - макроэкономическое равновесие - разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль) - общественная максимальная полезность. «Оптимум Парето» - приоритетное исследование проблем сферы обращения, а не производства
Теории социального контроля общества над экономикой. Институциональное направление экономической мысли (XX в) Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории Торстейн Веблен (США, 1857-1929). «Теория праздного класса» (1899); Джон Р.Коммонс (США, 1862-1945); Уэсли К.Митчелл (США, 1874 – 1948) - институты (как первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне ее) - предметом анализа являются как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития - государственное вмешательство в экономику
Кейнсианство (XX в) Джон М.Кейнс (Англия, 1883-1946 гг.), основатель макроэкономического направления в экономической теории. «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) - анализ экономики в состоянии депрессии - замена принципа ограниченных ресурсов условием недоиспользования мощностей и безработицей в условиях депрессии - экономическая политика государства
Монетаризм (XX в) Милтон Фридмен (США, 1912г.р.), «Количественная теория денег»; Ирвинг Фишер (США, 1867-1947) «Покупатльная сила денег: ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризису» - законы движения денежной массы, являющиеся «первоосновой экономического развития»; - деньги как экономическая субстанция, «играющая определяющую роль в колебательном движении экономики» - взаимосвязи между объемом денежной массы и объемом производства

Корни представлений о предмете экономической теории лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущных проблемах и трудностях.

Первым экономистом можно считать Аристотеля . Его заслуга состоит в том, что он впервые выделил ряд экономических категорий и показал взаимосвязь между ними. Так, Аристотель выделяет две стороны в товаре: потребительную и ценовую. Трактуя понятие стоимости, он рассматривал два ее направления:

  • 1) объективное (с позиции трудовой теории стоимости);
  • 2) субъективное (теория полезности),

чем породил двойственность в экономической теории, которая существует и по сей день.

В целом мыслители Средневековья связывали предмет экономической теории с обсуждением конкретных проблем и их решением. Главное внимание при этом уделялось сфере обращения.

Рождение экономической науки связывается с меркантилизмом как первой школой экономической теории. Меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. Одним из представителей этой школы был Антуан де Монкретьен 1 . Он считал, что богатство общества создается из обращения , и из всех видов труда главным считал труд в торговле (особенно внешней). Именно Монкретьен ввел термин «экономическая теория» в произведении «Трактат политической экономии».

Следующий этап в развитии экономической науки - возникновение классической школы буржуазно-политической экономии. Наиболее видные ее представители - У. Петти , Адам Смит , Д. Рик- кардо . Их научные исследования посвящены категории товара, денег, прибыли, ренты. Петти выделил деньги как специфический товар, показав их особую роль, заложил основы статистики, которая в то время называлась политической арифметикой. Адам Смит знаменит своим научным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776). В своей работе он дает определение целого ряда экономических категорий: «рента», «капитал», «прибыль», «стоимость товара». Последователем рассуждений А. Смита является Д. Рикардо. В его экономических рассуждениях одно из главных - теория ренты, теория международной торговли. Он обратил внимание на взаимосвязь прибыли и заработной платы. Риккардо подошел к вопросу о делении рабочего дня на прибавочное и необходимое время.

Школа физиократов определяла экономику как науку о национальном богатстве и перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Физиократы утверждали, что национальное богатство увеличивает только сельское хозяйство. Они рассчитывали с помошью реформ сохранить старый порядок с господством земельной собственности. Одним из видных представителей данной школы является Ф. Кенэ 1 . Он создал так называемую экономическую таблицу, в которой рассматривал движение общественного продукта и денег между тремя классами общества:

  • 1) производители (фермеры, крестьяне);
  • 2) собственники (землевладельцы);
  • 3) бесплодный класс (те, кто занимается торговлей, финансовой деятельностью).

Предмет изучения экономической теории связывался с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами. Это была первая попытка экономической науки дать макроэкономический анализ.

Дальнейшее развитие экономической теории шло по двум основным направлениям.

  • 1. Трудовая теория стоимости (марксистская политическая экономика) - направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом . Предмет изучения экономической теории связывается марксизмом с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
  • 2. Маржинализм - субъективно-психологическое направление. Основоположниками теории являются:
  • 1) Менгер , Бём-Баверк , Визер (австрийская школа) - полагали, что ценность благ определяется их ограниченностью и редкостью;
  • 2) Маршалл 1 - попытался объединить теорию издержек производства, спроса и предложения с одной стороны и теорию предельной полезности и производительности с другой;
  • 3) Кларк (американская школа) - сформулировал законы убывающей производительности факторов производства и предельной производительности.

Основной целью экономической теории представители данных школ видели исследование социальных законов, действие которых определяют индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий всего множества изолированных членов общества.

Кроме того, получает развитие и математическая школа , которая основной упор делает на использование математических методов в экономическом анализе. Основными представителями этой школы являются Парето , Джевонс .

Черты, близкие к современным, экономическая наука стала обретать благодаря обстоятельным исследованиям английского экономиста Дж.М. Кейнса . Экономическая теория определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках, а как наука о национальной экономике в целом. Главной задачей экономической теории он считал поиск эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов.

Утверждение кейнсианских взглядов в экономической теории связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институционализма. В центре внимания монетаристов - механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается с изучением законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора пытается преодолеть слабости регулирования экономики государством и обращается к принципу индивидуализма как к основе принятия общественных решений. Институциональная экономическая теория рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения.

  • Аристотель Стагирит (Aristoteles) (384/383, Стагир - 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) - величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого Македонского, основатель перипатетическойфилосовской школы.
  • Монкретьен (Montchretien, Montchrestien) Антуан де (около 1575, Фалез, Кальвадос, -1621, Турай, Орн) - французский экономист; первым ввел термин «политическая экономия».
  • Петти (Petty) Уильям (26.05.1623, Рамси, Хэмпшир, - 16.12.1687, Лондон) - английский экономист, родоначальник буржуазной классической политической экономии.
  • Смит (Smith) Адам (1723, Керколди, Шотландия, - 1790, Эдинбург) - шотландскийэкономист и философ, видный представитель классической буржуазной политическойэкономии.
  • Рикардо (англ. Ricardo) Давид (1772, Лондон - 1823, Гатком-Парк) - английскийэкономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонентАдама Смита.
  • Кенэ (Quesnay) Франсуа (1694, Мер, вблизи Парижа, - 1774, Версаль) - французскийврач и экономист, придворный врач Людовика XV и основоположник школы физиократов.
  • Маркс (нем. Marx) Карл (1818, Трир, Пруссия - 1883, Лондон, Великобритания) - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник научного коммунизма.
  • Менгер (нем. Menger) Карл (1840, Ней-Сандец, Галиция, Австрийская империя (нынеНовы-Сонч, Польша) - 1921, Вена, Австрия), австрийский экономист, основатель австрийской школы.
  • Бём-Баверк (Bohm-Bawerk) Эйген (1851, Брно, - 1914, Вена) - австрийский государственный деятель и экономист, представитель австрийской школы, профессор в Инсбруке и Вене.
  • Визер Фридрих (нем. Friedrich von Wieser); (1851, Вена - 1926, Бруннвинкель) - экономист, представитель австрийской школы в политической экономии. С 1903 года профессор политэкономии в Венском университете.
  • Маршалл (англ. Marshall) Альфред (1842, Лондон - 1924, Кембридж) - английскийэкономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке,представляет кембриджскую школу экономики; преподавал математику в Кембридже,политическую экономию в университетском колледже Бристоля, с 1885 по 1908 г. возглавлял кафедру политэкономии в своем родном университете.
  • Кейнс (Keynes) Джон Мейнард (1883, Кембридж - 1946, поместье Тилтон, графствоСассекс) - английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Редактор «Economic Journal» (с 1912). Преподавал в Кембриджскомуниверститете с 1908 г.

Раздел 1. Основы экономической теории

Тема 1. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы

1.1.1. Эволюция предмета экономической науки

В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой стала с 1615 политическая экономия. Она возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. Представители – У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. А.Маршалл, представитель неоклассической школы, определил «экономикс» - как науку, исследующую богатство, стимулы к действию и мотивы противодействия.

Экономикс – наука теории и практики рыночной организации производства.

Экономическая теория – как учебная дисциплина, является интегральным курсом, включающим политэкономию и экономикс.

Объектом изучения являются особенности постиндустриальной экономики (смешанной социально – ориентированной экономики).

Экономическая теория – общественная наука, которя изучает поведение личностей и отдельных групп людей в процессе производственной деятельности, распределения, обмена и потребления.

Экономическая теория является фундаментом, теоретической основой всех отраслевых наук (экономика с/х, экономика строительства и т.д.) и специальных научных дисциплин (финансы, статистика, менеджмент, меркетинг, бухгалтерский учет). Они изучают экономические законы.

Экономический закон – это повторяющиеся устойчивые причинно – следственные связи и отношения между экономическими явлениями. Э.з. объективны, существуют независимо от сознания и воли людей, но выявляются людьми в процессе формирования рыночных отношений.

Особенности экономических законов:

Они носят исторический характер;

Отражают развитие общественной жизни, хозяйственной деятельности людей.

Экономика (с греческого - наука о ведении домашнего хозяйства)

1подход: Экономика – совокупность отраслей и видов производства, в которых создаются товары и услуги, определенное хозяйство.

2подход: Экономика – совокупность экономических отношений, складывающихся в системах производства, распределения, потребления и обмена, образующих определенную экономическую систему.

3подход: Экономика – наука, которая изучает функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Экономическая теория изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.

Микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мегаэкономика представляют собой основные части экономической теории.

Микроэкономика – изучает поведение отдельных экономических объектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируется цена на производимые блага, услуги и факторы производства. Она изучает действие самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения.

Макроэкономика – изучает закономерности функционирования национальной экономики в целом. Она анализирует взаимодействие, взаимовлияние важнейших сегментов национальной экономики: рынков труда, денег, капиталов, товаров и услуг, наиболее важные и острые проблемы национальной экономики, безработицу, инфляция, экономический рост.

Мезоэкономика – изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, экономика науки и т.д.)

Мегаэкономика – изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.

С развитием экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет и практическую функцию. Так, у представителей первой школы политической экономии – меркантилистов , отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами. Практическая функция этого учения сводилась к развитию товарно-денежных отношений, привлечению в страну золота и серебра в связи с возрастающей потребностью в деньгах. главный практический вывод из этого учения – необходимость воздействия на экономическую политику государства, которое играет важнейшую роль в экономике.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии, – национальное богатство, – из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» труд только в сельском хозяйстве. Отсюда практическая функция данной науки сводилась к стимулированию развития сельскохозяйственного производства, а главный практический вывод утверждал необходимость ограничения вмешательства государства в естественный ход развития экономики.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и т.д.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем – в виде результата производства, а сегодня в понятие «национальное богатство» включают и самого человека, его интеллект и информацию как источники последующего развития общества.

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу которых составляют отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господство административно-командной системы хозяйствования.



Производственные отношения – это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Эта самая общая характеристика производственных отношений дает основание утверждать, что производственные отношения есть необходимая сторона общественного производства. Мысль о том, что предметом экономической теории (политэкономии) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была высказана еще в XVIII веке рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала ХХ века. Многое для этого сделал Г.В. Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенные уточнения, различая собственно производственные отношения – отношения социально-экономические, имущественные, отношения собственности; и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу начала ХХ века и последующих периодов. Практическая функция марксизма сводилась к необходимости вскрыть органически присущие капитализму недостатки и противоречия и обосновать объективную необходимость экономической и политической борьбы пролетариата для достижения своих целей. Из этого учения следовал главный практический вывод о необходимости замены капитализма социализмом, неизбежность пролетарской революции.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В. Рошер и К. Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым понимали отношение людей к внешней природе. А. Богданов и И. Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение политической экономии как «науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства», последняя же не включается в предмет политэкономии.

Результатом развития марксизма в ХХ веке явилась политическая экономия социализма . Ее предметом были признаны производственные отношения и экономические законы новой хозяйственной системы – социализма. Практическая функция этого учения заключалась в обосновании неизбежности победы социализма в экономическом соревновании с капитализмом, наступлении затем фазы развитого социализма. Отсюда следовал основной практический вывод о необходимости огосударствления экономики, совершенствования отдельных сторон и звеньев сложившейся системы хозяйствования.

Политэкономия социализма носила чисто умозрительный характер, в результате чего произошел разрыв теории и практики. Реальная система хозяйствования по существу была далека от теоретической модели социализма, что обусловило неизбежность реформирования ее в рыночную экономику.

Маржиналисты объявляли предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), пути и средства достижения ими своих целей. Практическая функция состояла в тщательном изучении мотивов поведения субъекта в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод заключался в обосновании экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А. Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономики и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование форм и условий нормальной жизнедеятельности человеческого общества: богатства как экономической категории и частично – человека как создателя этого богатства (прежде всего его стимулов к действию и мотивов противодействия). Точнее стимул к действию и мотивам противодействия. При этом в определении подчеркивалась роль человека в экономике.

С 40-х гг. XIX в. экономисты переключили свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление экономической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск методов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продукции в фирме – предмет «Экономикс».

Предметом экономикс, с точки зрения представителей кейнсианской школы является функционирование национальной экономики как единого целого «макроэкономики». Практическая функция данной доктрины заключается в разработке экономической политики государства. Главный практический вывод состоит в становлении необходимости стимулирования совокупным спросом населения и частного предпринимательства.

Институциализм основное внимание уделяет исследованию институтов (установлению, структуре, учреждениям). Тщательное изучение факторов институциональных изменений, их влияния на экономический рост, отражения связи экономики с экономической историей, психологией, социологией составляет главную функцию этого учения, а практический вывод сводится к переориентации постиндустриальных систем на развитие личности, а XXI век провозглашается столетием человека.

Теория неоклассического синтеза , в которой Пол Самуэльсон осуществил синтез микро- и макроэкономики, считает экономикс наукой, изучающей поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. Практическая функция этого учения – выявление путей эффективного использования ограниченных экономических ресурсов на уровне семьи, фирм, национальной экономики. Главный вывод заключается в том, что экономической политике необходимо и возможно использование рекомендации различных школ, доказавших свою ценность.

Появление в российской экономической науке термина «экономическая теория» не случайно. Это попытка обобщить все достижения мировой экономической науки за период ее развития. Отсюда ее предметом можно считать (в порядке постановки проблемы) хозяйственную деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях. Практическая функция видится в экономическом росте домохозяйств, фирмы и государства, росте жизненного уровня населения. Главный вывод состоит в необходимости синтеза положительных рекомендаций различных направлений экономической мысли, мирового опыта с учетом специфики национальных экономик.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета политической экономии как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П. Самуэльсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения при достижении поставленных целей. И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории как науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Перечень существующих сегодня определений предмета экономической теории (политической экономии) можно было бы продолжать, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

И все же, принимая во внимание, что большинство современных экономистов мира признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, которая имеет своей целью исследование закономерностей развития хозяйственной деятельности (общества, общественного развития) в различных экономических системах и ее основных этапов, можно прийти к такой дефиниции: общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью), что порождает конкуренцию за их использование.

Характеристика предмета общей экономической теории как изучение поведения людей и их групп не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, только акцент делается не на объекте отношений (средства производства, предметы потребления), а на субъекте их отношений – человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентируемого рыночного хозяйства, на формирование которого направлены современные преобразования в России.

Экономический рост – содержание (стержень) экономической теории как науки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнктурное состояние национального хозяйства.

Через призму экономического роста анализируются различные подходы и взгляды экономистов, и формируется собственная позиция адекватности экономики историческим, национальным и другим традициям.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.

Экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене, потреблении. Возобновление производства и его экономический рост происходят на уровне отдельного предприятия (фирмы) и в общественном масштабе. В связи с этим экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом); можно также выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом). Все эти разделы экономической теории могут быть самостоятельными учебными курсами в силу специфики их предмета исследования, сложности проблем и большого объема информации.

Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Изучая эти подразделения, макроэкономика стремится представить целостную картину или составить общую схему структуры экономики и связей между крупными подразделениями, составляющими экономику в целом. Здесь не уделяется внимания анализу конкретных единиц, входящих в подразделение. Поэтому макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т.д.

Микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Здесь мы оперируем терминами «отрасль», «фирма», «хозяйство» и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка, или доход, отдельной фирмы или домохозяйства и т.д. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы увидеть с самого близкого расстояния некоторые очень специфические компоненты нашей экономической системы. Однако выделение понятий «макроэкономика» и «микроэкономика» не следует понимать так, будто предмет экономической науки резко разделен на отсеки, будто любую тему можно отнести либо к макро-, либо к микроэкономике. Нет, многие темы и разделы экономики изучаются в обеих этих сферах.

При определении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономи­ческой средой, в которой они находятся. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. представить систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (экономическая география, статистика и т. д.).

В то же время экономическая теория тесно соприкасается и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, психологией, историей и др. Без учета данных этих наук полученные экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

В общей системе наук экономическая теория осуществляет определенные функции .

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию , т. к. должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однако недостаточно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проникнуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих законов в практической деятельности.

Поэтому вторая функция экономической теории – практическая (прагматическая) – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т. д.

Третья функция экономической теории – прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономической динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.

От экономической теории следует отличать экономическую политику.

Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории.