Минимальные резервные требования являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования и позволяют центральным банкам путем влияния на ликвидность банковской системы контролировать выполнение своей операционной цели (процентной ставки), содействуя тем самым достижению конечной цели монетарной политики. Несмотря на то, что за последние десятилетия значимость резервных требований в регулировании ликвидности банковских систем развитых государств существенно ослабла, в странах с переходной экономикой они остаются весьма востребованными.

Проанализируем современные подходы к организации системы обязательного резервирования в ведущих центральных банках мира.

Европейский монетарный союз (ЕМС).

Центральным банком Европейского монетарного союза является Европейский центральный банк (ЕЦБ). Начиная с 1 января 1999 г. он осуществляет эмиссию евро и отвечает за проведение монетарной политики в странах зоны евро.

В состав институтов - субъектов резервных требований в европейской системе входят кредитные организации, учрежденные на территории стран - участниц Европейского союза (ЕС), а также расположенные на данной территории филиалы кредитных организаций, организованные вне ЕС, и учреждения электронных денег. Вместе с тем филиалы европейских кредитных организаций, расположенные вне пространства Европы, а также кредитные организации, решающие особые задачи и находящиеся в стадии реорганизации, освобождены от обязательного резервирования.

Обязательства, входящие в базу резервирования, норматив отчислений по которым положительный и составляет в настоящее время 2%, охватывают депозиты овернайт, депозиты на срок до двух лет, а также условные депозиты на срок до двух лет, ценные бумаги денежного рынка, долговые ценные бумаги со сроком погашения до двух лет. Обязательства, по которым установлен нулевой норматив, включают: срочные депозиты на срок более двух лет; условные депозиты на срок более двух лет; долговые ценные бумаги со сроком погашения более двух лет; сделки РЕПО. Из базы резервирования исключаются межбанковские депозиты, а также обязательства банков перед ЕЦБ и национальными центральными банками.

Норматив резервных отчислений устанавливает ЕЦБ, однако в пределах максимально допустимого лимита, определяемого законодательным образом. Об изменении норматива резервных требований ЕЦБ объявляет заранее и приурочивает это к ближайшему заседанию Комитета по монетарной политике.

Величина минимальных резервов, которая должна поддерживаться кредитной организацией, рассчитывается по данным баланса банка, как произведение базы резервирования и нормы минимальных резервов. Рассчитанный размер резервных требований уменьшится на сумму единовременного вычета, равную 100 ООО евро. Как правило, вычеты используются с целью облегчения нагрузки на мелкие банки.

База резервирования рассчитывается крупными банками ежемесячно (по данным баланса на конец месяца). Мелкие банки пересчитывают базу резервирования ежеквартально (в конце квартала). Начало периода поддержания резервов совпадает с днем проведения основных операций рефинансирования после дня заседания Совета управляющих ЕЦБ, на котором рассматриваются вопросы монетарной политики. График таких заседаний объявляется заранее. Период поддержания резервов заканчивается за день до проведения основных операций рефинансирования, осуществляемых после очередного заседания Совета управляющих ЕЦБ. Заседания проводятся двенадцать раз в год, а промежуток между ними варьируется от трех до пяти недель, поэтому продолжительность периода поддержания резервов может составлять от трех до пяти недель, но в среднем за год он равен одному месяцу.

Лаг между периодом расчета и периодом поддержания резервов составляет примерно 1 /2 месяца для крупных банков и 272 месяца - для мелких. Например, для базы резервирования, рассчитанной поданным баланса за 30 сентября 2008 г., период поддержания резервных требований начался 12 ноября 2008 г. (для крупных банков) и 4 декабря 2008 г. (для мелких). Поддержание минимальных резервов производится по правилу усреднения.

Особенностью системы обязательного резервирования ЕЦБ является платность: на минимальные резервы начисляются проценты, которые рассчитываются исходя из средневзвешенного значения ставки отсечения по основным операциям рефинансирования за период поддержания минимальных резервов. По суммам, депонированным сверх нормы, проценты не начисляются.

По отношению к банкам, в случае полного или частичного невыполнения резервных требований, применяются санкции: штраф в размере недостающей суммы, умноженной на ставку, которая на 2,5 процентного пункта выше предельной ставки рефинансирования; штраф в размере недостающей суммы, умноженной на удвоенную предельную ставку рефинансирования; предписание поддерживать в ЕЦБ или в национальном центральном банке беспроцентные вклады в размере, троекратно превышающем недостающие суммы.

В соответствии с европейской системой формой хранения обязательных резервов являются активы в виде денежных средств на счетах, открытых в ЕЦБ или национальных центральных банках.

Выполнение минимальных резервных требований на усредняемой основе помогает банкам зоны евро управлять ликвидностью, а ЕЦБ - регулировать ликвидность банковской системы в целом и сглаживать колебания ставки межбанковского рынка овернайт. Происходит это следующим образом.

  1. В начале периода резервирования ЕЦБ точно знает, сколько денег нужно банковской системе для выполнения резервных требований, поэтому в этот период относительно удобно снабжать банки ликвидностью и избегать значительных колебаний ставки овернайт.
  2. В первой половине периода резервирования особенно важно, что фактические резервы рассчитываются как среднее значение. Если ЕЦБ предлагает слишком много ликвидности в начале периода, банки будут реагировать поддержанием больших резервов для выполнения резервных требований. Таким образом, в первой половине периода резервирования избыток ликвидности не обязательно приводит к давлению на денежном рынке.
  3. Во второй половине периода резервирования управление денежным рынком становится более сложным. А поскольку на избыток резервных требований проценты не начисляются, банки стараются выполнить их точно. Соответственно, совокупный избыток ликвидности приведет к тому, что ставка овернайт будет ниже ставки по сделкам РЕПО1. Если ЕЦБ стремится избежать колебаний ставки овернайт, он должен очень точно прогнозировать потребности банковской системы в ликвидности. Волатильность ставки овернайт в конце периода резервирования свидетельствует об ошибках прогнозирования.

Таким образом. Европейская система минимальных резервных требований содействует, во-первых, стабилизации ставки овернайт - у банков повышаются стимулы предоставлять межбанковские кредиты, когда ставка овернайт выше ставки процентного вознаграждения по резервным требованиям, и хранить деньги в резервах, когда ставка овернайт ниже ставки процентного вознаграждения по обязательным резервам; во-вторых, она улучшает трансмиссию сигналов монетарной политики от таргетируемой ставки к рыночным ставкам.

Соединенные Штаты Америки.

В этой стране резервные требования налагаются на все депозитные учреждения и финансовые организации, у которых имеются обязательства, входящие в базу резервирования. Субъектами резервных требований выступают также американские филиалы и представительства иностранных банков, если они являются частью или аффилированы с иностранным банком с совокупными консолидированными активами более 1 млрд. долл. США. Таким образом, требования обязательного резервирования распространяются на банковские и небанковские кредитно-финансовые организации различного типа независимо от их членства в Федеральной резервной системе США (ФРС).

База резервирования зависит от типа депозита и размера обязательств депозитных учреждений. В настоящее время объектами резервных требований являются переводные депозиты. Для срочных и сберегательных депозитов, а также обязательств в европейских валютах норма резервных требований с конца 1990 г. равна нулю. Из базы резервирования вычитается чистая величина депозитов до востребования других депозитных учреждений (обязательства минус требования).

Нормативы резервных требований дифференцированы по прогрессивному принципу: в зависимости от объема переводных депозитов, что положительно сказывается на мелких банках. Пороговые значения объемов привлечения депозитными учреждениями переводных депозитов пересматриваются ежегодно Федеральным резервным банком США (ФРБ) путем их индексации на темпы роста обязательств, подлежащих резервированию, и остатков средств на корреспондентских счетах депозитных учреждений, открытых в ФРБ. С января 2010 г. для всех депозитных учреждений установлены нормы резервирования от переводных депозитов: 0% - на объем до 10,7 млн. долл. США; 3% - на объем свыше 10,7 и до 55,2 млн. долл. США; 10% - на депозиты объемом более 55,2 млн. долл. США.

Расчетный период и период поддержания резервных требований в США зависят от размера депозитного учреждения и частоты предоставляемой в ФРБ отчетности. Чем крупнее учреждение, тем чаще и более детальные отчеты оно должно представлять в центральный банк. Крупные учреждения отчитываются еженедельно, а мелкие - ежеквартально. Американские филиалы и представительства иностранных банков, независимо от размера обязательств, отчитываются перед ФРБ еженедельно. Для учреждений, представляющих отчетность в ФРБ на еженедельной основе, расчетный период охватывает четырнадцать дней и длится со вторника по следующий за ним второй понедельник. Для учреждений, направляющих отчетность в ФРБ ежеквартально, расчетный период составляет семь дней, начиная с третьего вторника марта, июня, сентября и декабря, и заканчивается следующим за ним понедельником.

Период поддержания резервных требований для еженедельно отчитывающихся американских учреждений составляет четырнадцать дней и наступает с лагом в тридцать дней от начала расчетного периода (начинается с пятого четверга после первого дня соответствующего расчетного периода и заканчивается второй средой с начала периода поддержания резервных требований). Для ежеквартально отчитывающихся учреждений период поддержания резервных требований равен семи дням. Это означает, что для каждого расчетного периода будет двенадцать - четырнадцать последовательных периодов поддержания минимальных резервных требований (пока не наступит первый период, привязанный к новому расчетному периоду).

Таким образом, первый период поддержания резервных требований также начинается с лагом в тридцать дней от начала соответствующего расчетного периода (то есть с пятого четверга после первого дня расчетного периода), но заканчивается в следующую среду.

Резервные требования могут выполняться в форме денежной наличности, находящейся в кассе и хранилище банка, и в форме остатка на депозитном счете в ФРБ. Если банк является членом ФРС, он должен хранить депозит непосредственно в ФРБ, а если не является членом ФРС, он вправе хранить депозит либо в ФРБ, либо в другом депозитном учреждении, которое имеет соответствующий счет в ФРБ.

В США поддержание резервных требований осуществляется также на усредняемой основе, поэтому банки могут сглаживать излишки и дефицит краткосрочной ликвидности путем регулирования обязательных резервов. Но этот механизм не так резко выражен, как в Европе. Во-первых, из-за более короткого периода резервирования, и, во-вторых, поскольку денежная наличность в банке может использоваться для формирования обязательных резервов. В настоящее время обязательные резервы почти на 90% состоят из наличности. ФРБ, чтобы повысить гибкость управления ликвидностью, разрешает банкам при выполнении своих резервных требований наряду с использованием механизма усреднения также осуществлять переносы резервных требований, то есть засчитывать часть избытка или дефицита резервов текущего периода в следующем периоде поддержания резервных требований. Сумма отсрочки не может превышать 50 тыс. долл. США, или 4% от суммы резервных требований.

С октября 2008 г. для устранения неявного налога, взимаемого посредством минимальных резервных требований, ФРБ начал выплачивать депозитным учреждениям проценты по обязательным резервам. В настоящее время (с июля 2009 г.) ставка процентного вознаграждения составляет 0,25%.

К депозитным учреждениям за нарушение резервных требований применяются штрафные санкции. Если резервные требования оказались ниже установленного значения, депозитные учреждения обязаны уплатить пеню в размере ставки по первичным кредитам центрального банка, действующей в первый день месяца выявленного дефицита резервов и умноженной на среднедневную величину этого дефицита. Иными словами, пеня равна ставке овернайт плюс два процентных пункта, поскольку ставка по первичным кредитам привязана к ставке овернайт и превышает ее на один процентный пункт.

Таким образом, американская система минимальных резервных требований существенно отличается от европейской. Из-за более короткого периода резервирования, а также из-за наличия возможности формирования резервов в виде наличности резервные требования в США менее значимы для целей сглаживания колебаний межбанковской процентной ставки овернайт.

Великобритания.

В данном государстве участие банков в системе резервирования является добровольным. Банки-участники самостоятельно определяют для себя целевую неотрицательную по значению величину резервных требований как минимум за два дня до начала каждого периода поддержания резервных требований. Их сумма должна быть равна установленному лимиту и кратна 10 млн. фунтов стерлингов. Лимит пересматривается два раза в год - в мае и ноябре, начинает действовать с июня и декабря соответственно. Он устанавливается не ниже 2,5 млрд. фунтов стерлингов, или в размере 5% от средней величины базы резервирования за шесть месяцев (то есть до апреля или октября).

База резервирования формируется из обязательств банков, номинированных в национальной валюте, за исключением обязательств перед Банком Англии по депозитам и сделкам РЕПО.

Продолжительность периода поддержания резервных требований составляет примерно один месяц, а его начало привязывается к дате заседания Комитета по монетарной политике и заканчивается за день до проведения его следующего заседания - как правило, вторник и среда соответственно. Таким образом, период поддержания резервных требований длится четыре или пять недель.

Резервы хранятся на корреспондентских или специальных счетах банков, открытых в Банке Англии. В течение дня величина резервных требований может свободно колебаться в зависимости от потребностей банков в ликвидности для осуществления расчетов. Однако чтобы избежать штрафных санкций, среднее за день значение резервов не должно отклоняться на плюс/минус 1% от целевого значения. На среднее за месяц значение резерва (но в пределах целевого значения) начисляется процентный доход, рассчитанный по официальной ставке Банка Англии. За превышение заявленной цели процент не выплачивается. Если среднее значение резервных требований оказалось ниже целевого значения, процент на эту разницу также не начисляется.

Таким образом, в Великобритании резервные требования не используются Банком Англии для целей монетарной политики, а служат дополнительным источником дохода для банков.

Япония.

Субъектами резервных требований в этой стране являются все депозитные учреждения. База резервирования охватывает следующие обязательства банков: депозиты резидентов в национальной и иностранной валютах; облигации банков, номинированные в национальной валюте; средства в доверительном управлении; обязательства перед нерезидентами в национальной валюте и другие.

По сравнению с другими государствами структура нормирования резервных требований в Японии более сложная. Например, для Норинчукин банка (Norinchukin Вапкг) норматив установлен ниже, чем для других японских банков. Кроме того, значение нормы резервирования зависит от типа, размера, валюты обязательств, а также признака резидентства владельца депозита. Однако в целом нормы резервирования очень низкие и варьируются в пределах от 0,05 до 1,3%.

Банк Японии использует прогрессивную систему нормативов: чем больше сумма привлеченных банком депозитов, тем выше норматив отчислений в фонд обязательных резервов. Например, по депозитам, номинированным в иенах, установлены следующие нормативы.

Расчетный период равен одному месяцу, начинается с первого числа календарного месяца и заканчивается последним днем этого месяца. Период поддержания резервных требований начинается с 16-го числа месяца, следующего за расчетным, и заканчивается 15-го числа следующего месяца. Таким образом, лаг между началом расчетного периода и началом периода поддержания резервных требований составляет 1 /г месяца.

Обязательные резервы должны храниться на корреспондентском счете и/или на специальных счетах, открытых в центральном банке. Банк Японии не выплачивает процентный доход по обязательным резервам с начала использования системы минимальных резервных требований (1957 г.).

Банки за нарушение резервных требований уплачивают пеню по ставке, равной официальной учетной ставке плюс 3,75 процентного пункта, и эта пеня уплачивается правительству через центральный банк.

В Японии, как и в США, минимальные резервные требования малозначимы для цели стабилизации ставки овернайт.

Российская Федерация.

В Российской Федерации регулирование Фонда обязательного резервирования служит одним из наиболее действенных инструментов денежно-кредитной политики, особенно в периоды кризисных ситуаций. Когда в 1997 г. мир столкнулся с финансовым кризисом в государствах Восточно-азиатского региона и иностранные инвесторы начали переводить свой капитал не только из этих стран, но и из других государств с высоким риском вложений для нерезидентов, это привело к массовому оттоку денежных средств с рынка государственных краткосрочных облигаций в России. Нерезиденты стали активно продавать свои ценные бумаги, а полученные рублевые средства переводить в иностранную валюту.

Как следствие этого, увеличился спрос на иностранную валюту и вырос курс доллара США на валютном рынке. В то время колебания курса доллара США были ограничены валютным коридором и Центральный банк Российской Федерации не имел права до-пустить выхода курса американской валюты за установленные им пределы. Это привело к валютным интервенциям со стороны Банка России, что, в свою очередь, резко снизило объем золотовалютных резервов.

Для снижения рублевого спроса на валюту Банк России увеличил норму обязательного резервирования по валютным обязательствам с 6 до 9%, что помогло предотвратить обвал курса рубля в ноябре 1997 г. и стабилизировать ситуацию на валютном рынке.

Выходу из кризиса неплатежей в России, возникшего в 1998 г. в результате приостановки работы некоторых кредитных учреждений, отчасти поспособствовало разрешение Банка России использовать коммерческим банкам в расчетах средства обязательных резервов. После кризиса усилия центрального банка направлялись на поддержание ликвидности банковского сектора и восстановление платежной системы. В этих целях постепенно снижались нормативы обязательного резервирования. С 1 сентября 1998 г. резервные требования были дифференцированы в зависимости от доли вложений в государственные ценные бумаги, а с 1 декабря 1998 г. - снижены с 10 до 5%.

Дополнительно Банк России провел поэтапную операцию по «расшивке» клиентских неплатежей банков. При каждом сеансе многостороннего клиринга по взаимозачетам банки могли воспользоваться до 30% средств Фонда обязательных резервов. В общей сложности банки изъяли из него более 5 млрд. руб. (1,1% денежной массы). Одновременно банки лишились льгот на формирование обязательных резервов по обязательствам в иностранной валюте - Банк России восстановил требование формирования резерва по официальному текущему курсу, тогда как ранее разрешалось пересчитывать резервную сумму по курсу до кризиса.

В 2008 г. Банк России четырежды повышал нормативы обязательных резервов в целях снижения темпов прироста денежного предложения и обеспечения условий для замедления инфляции, но в условиях назревающего кризиса 17 сентября 2008 г. было принято решение о радикальном снижении резервных требований.

Период формирования резервных активов составляет четырнадцать календарных дней, начинается с первого четверга недели, в которой начинается период определения минимальных резервных требований, и заканчивается в среду недели, в которой заканчивается период определения минимальных резервных требований. Период определения минимальных резервных требований составляет четырнадцать календарных дней, начинается с первого вторника недели и заканчивается последним понедельником четырнадцатидневного периода определения минимальных резервных требований.

Казахстан

Банки выполняют резервные требования на усредняемой основе, размещая их в виде наличных денег в своей кассе в национальной и свободно конвертируемой валютах, а также на корреспондентских счетах в Национальном банке Казахстана в национальной и свободно конвертируемой валютах (резервные активы). В случае неоднократного нарушения каким-либо банком нормативов минимальных резервных требований Национальный банк Казахстана применяет к нему ограниченные меры воздействия или санкции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Анализ денежно-кредитной политики Национального банка Ка-захстана за период с 2000 г. по 2008 г. показал, что по мере замедления инфляционных процессов (с 2000 г. по 2003 г. темпы роста по-требительских цен снизились с 9,8 до 6,8%) и при относительно ста-бильной ситуации в банковском секторе банк осуществлял постепенное смягчение монетарной политики, в том числе путем уменьшения минимальных резервных требований (норматив был снижен с 10 до 6%). В 2004 г. в условиях неснижения уровня инфляции мягкая процентная политика и политика минимальных резервных требований сменились нейтральной политикой. Официальная ставка рефинансирования и норматив минимальных резервных требований поддерживались на уровне конца 2003 г. (то есть 7 и 6 % соответственно).

Национальным банком Казахстана 20 июля 2007 г. с целью ужесточения денежно-кредитной политики было принято решение об увеличении минимальных резервных требований. Несмотря на то, что по внутренним обязательствам норматив снизился на один процентный пункт, до уровня 5%, по иным обязательствам он повысился на два процентных пункта, до уровня 10%, и ожидалось, что совокупный эффект от этих изменений проявится в увеличении общего объема обязательных резервов банков. В соответствии с действующим законодательством новые нормативы минимальных резервных требований должны были вступить в действие с 29 августа 2007 г. Однако в связи с изменением ситуации во втором полугодии 2007 г., когда в результате нестабильности на мировых финансовых рынках возникли проблемы с краткосрочной ликвидностью, Национальный банк Казахстана принял решение о переносе сроков введения в действие новых нормативов на 9 октября 2007 г., а затем - на 15 января 2008 г. Позже (24 декабря 2007 г.) срок введения в действие новых нормативов минимальных резервных требований был перенесен с 15 января на 1 июля 2008 г. ввиду сохранявшегося недостатка «свободной» ликвидности.

В действительности с 29 июля 2008 г. был снижен только норматив минимальных резервных требований по внутренним обязательствам (то есть фактически произошло смягчение резервных требований вместо предполагавшегося изначально их ужесточения). Кроме того, в августе 2007 г. Национальный банк Казахстана внес изменения в Правила о минимальных резервных требованиях. Они были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов. В частности, из базы резервирования исключались субординированные облигации со сроком до и свыше пяти лет, субординированный долг банков до и свыше 5 лет, бессрочные облигации; сокращался размер обязательств банков на сумму всех операций РЕПО как с резидентами, так и нерезидентами; в состав резервных активов включалась наличная иностранная валюта, находящаяся в кассе банка.

В результате смягчения механизма обязательного резервирования за период с октября 2007 г. по октябрь 2008 г. банки смогли высвободить 151 млрд. тенге (почти 3% денежной массы). Последние изменения в системе минимальных резервных требований были сделаны в ноябре 2008 г. и марте 2009 г., вследствие которых нормативы снизились с 5 до 1,5% по внутренним обязательствам и с 7 до 2,5% - по иным обязательствам.

Таким образом, в Республике Казахстан в период с 2000 г. по 2008 г. минимальные резервные требования достаточно активно использовались центральным банком данного государства для регулирования денежно-кредитных параметров. При этом политика минимальных резервных требований осуществлялась не только посредством регулирования нормативов, но и путем изменения базы резервных обязательств и структуры резервных активов.

Республика Молдова.

Банки этой страны поддерживают обязательные резервы раздельно в молдавских леях и в иностранной валюте (доллары США и евро) на счетах в Национальном банке Молдовы. Резервирование от привлеченных средств в молдавских леях и в неконвертируемой валюте осуществляется путем поддержания денежных средств в молдавских леях на корреспондентских счетах банков в Национальном банке Молдовы на усредняемой основе, а от привлеченных средств в свободно конвертируемой валюте - в этой валюте на счетах обязательных резервов в центральном банке.

Для обязательных резервов в молдавских леях периоды расчета привлеченных средств установлены с 6-го по 20-е число текущего месяца и с 21-го числа текущего месяца по 5-е число следующего месяца. Периоды поддержания обязательных резервов длятся с 21-го числа текущего месяца по 5-е число следующего месяца и с 6-го по 20-е число следующего месяца соответственно.

Для обязательных резервов в иностранной валюте установлены аналогичные периоды расчета привлеченных средств, как для средств в национальной валюте, а пополнение счетов обязательных резервов в долларах США и евро осуществляется соответственно периодам наблюдения - не позднее 27-го числа текущего месяца и не позже 12-го числа следующего месяца.

Интересен опыт Национального банка Молдовы по использованию системы обязательного резервирования для целей денежно-кредитной политики в 2008 г. Когда первая половина года характеризовалась интенсификацией инфляционных процессов в данном государстве (прирост индекса потребительских цен в мае по отношению к маю 2007 г. составил 16,9% при цели на 2008 г. - 10%), центральный банк страны для изменения тренда инфляции трижды повышал базисную ставку - с 13,5 до 18,5%. В то же время в поддержку главного денежного инструмента - базисной ставки (для смягчения инфляционных ожиданий и переориентации населения с текущего потребления на экономию) Национальный банк Молдовы использовал также норму обязательных резервов.

Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора . При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики .

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)» , определяет ЦБ.

Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.

При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:

Денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;

Обязательства перед другими кредитными организациями.

Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.

Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.

Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.

Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.

На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.

Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.

Норма резервирования (обязательное резервирование)- это определённый процент банковского капитала, который банки перечисляют на счета в Центральном банке. Но есть также и резервные фонды, аккумулирующиеся в самих банках для смягчения банковских рисков.

2.4. Инструменты регулирования денежной массы

Таблица 1

Инструменты кредитно-денежной политики

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная

политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная

политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает

Политика

открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.

В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

2.5.Ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Особенности ставки рефинансирования в России

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Однако фактически ставка рефинансирования Банка России основана на ставке по кредиту «овернайт» Банка России (однодневный расчётный кредит) и численно равна ей. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Применение ставки рефинансирования

Налогообложение

Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов.

(по валютным банковским вкладам налогом облагаются проценты в размере более 9, без применения ставки рефинансирования)

    Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

    Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

    При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов, их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.

Центральным банком РФ ставка рефинансирования на сегодняшний день установлена в размере 8.25% годовых. Текущий размер ставки рефинансирования установлен Банком России Указанием 2873-У с 14 сентября 2012 г.

Которую последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке или иной организации, выполняющей функции регулятора банковской системы. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема привлеченных банками депозитов и могут различаться по видам вкладов. Если в стране существует система обязательного страхования банковских депозитов, то данные резервы уже не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для выполнения контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Избыточные резервы - суммы сверх обязательных резервов, которые банки могут хранить по собственной инициативе на случай непредвиденных ситуаций (например, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах).

Чем выше норма обязательного резервирования, тем меньше средств может использоваться банками для активных операций (в том числе кредитных). Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает действие банковского (денежного) мультипликатора и должно вести к снижению денежной массы. Таким образом Центральный банк через норму обязательного резервирования воздействует на денежное предложение.

Ставка обязательных резервов обычно применяется в качестве вспомогательной меры, так как изменение ставки может оказать существенное влияние на банковские прибыли, но на практике, увы, слабо воздействует на денежное предложение. Денежное предложение подвержено влиянию слишком большого числа разнонаправленных факторов, которые в итоге могут нейтрализовать воздействие изменения ставки обязательного резервирования.

Изменение ключевой ставки. Ключевая процентная ставка, или основная процентная ставка, - это ставка по кредитам и депозитам, определяемая Центральным банком страны на определённый период. Она играет роль при установлении процентных ставок коммерческих учреждений в стране, а также она оказывает прямое влияние на уровень инфляции и на котировки на рынке Форекс. Повышение Центральным банком ключевой процентной ставки, ведёт за собой, как правило, подорожание национальной валюты и снижение инфляции .

Механизм воздействия изменения ключевой ставки следующий. Повышение ключевой ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента. В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение ключевой ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка, по которой Центральный банк как кредитор последней инстанции кредитует коммерческие банки. Механизм воздействия изменения учетной ставки следующий. Повышение учетной ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента.


В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского кредитного рынка, что должно (теоретически) сделать этот инструмент денежного регулирования более действенным. Однако получение кредита о ЦБ может быть ограничено и административно, так как далеко не любой банк может к нему обратиться.

Операции на открытом рынке - купля-продажа Центральным банком ценных бумаг. Покупая, ЦБ способствует увеличению денежных средств, находящихся в распоряжении комбанков. Это приводит к увеличению объема предоставляемых банками кредитов, снижению ставки ссудного процента, удешевлению денег и росту денежной массы. Продавая, ЦБ обеспечивает противоположный результат. Часто эти операции проводятся в форме РЕПО (соглашений об обратном выкупе). Банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через определенный срок. Плата за данную услугу - разница между ценами покупки и продажи.

Применение операций на открытом рынке сказывается на банковских резервах практически мгновенно. Считается, что операции на открытом рынке - наиболее гибкий и точный инструмент кредитно-денежной политики, имеющий более тонкое косвенное воздействие на денежный рынок, чем другие.

Виды монетарной политики:

1. Жесткая монетарная политика - поддержание денежной массы на определенном уровне.

2. Гибкая монетарная политика - поддержание ставки процента на определенном уровне.

Выбор варианта монетарной политики зависит от причины изменения ситуации на денежном рынке. Например, рост спроса на деньги связан с инфляцией. В этом случае уместна жесткая политика поддержания денежной массы.

Следует иметь в виду, что одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента ЦБ не в состоянии. Например, если растет спрос на деньги, то для поддержания устойчивой ставки процента ЦБ вынужден расширять предложение денег, чтобы сбить влияние на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Например, повышение процентной ставки на денежном рынке может вызвать уменьшение избыточных резервов, но одновременно побудить население увеличить свои депозиты и, следовательно, сократить наличность. Это отразится на денежном мультипликаторе и, вместо уменьшения предложения денег мы получим увеличение этого предложения.

В зависимости от сложившейся экономической ситуации и целей экономической политики государство может проводить политику дешевых денег или политику дорогих денег.

Политика дешевых денег. Если реальный объем производства существенно ниже объема производства в условиях полной занятости (реальный ВВП существенно ниже потенциального ВВП), то экономика страдает от безработицы. В этих условиях следует проводить политику дешевых денег, то есть предложение денег должно быть существенно увеличено.

Для этого используются следующие приемы:

Покупки на открытом рынке;

Снижение нормы обязательного резервирования;

Снижение ключевой ставки.

Результатом перечисленных мер будет увеличение избыточных резервов комбанков, что, возможно, приведет к расширению предложения денег и к росту денежной массы. Расширение предложения денег вызовет снижение процентной ставки и, следовательно, рост инвестиций. Совокупный спрос под воздействием эффекта мультипликатора изменится (в данном случае возрастет) в большей степени, чем изменятся инвестиции, что, в свою очередь, сдвинет экономику в нужном направлении - к уровню полной занятости. Политика дешевых денег проводится, если основная проблема экономики - безработица и спад производства.

Политика дорогих денег. Если в экономике наблюдается ситуация инфляции спроса, то целесообразно проводить политику дорогих денег.

Применяются следующие меры:

Продажи на открытом рынке;

Повышение нормы обязательного резервирования;

Повышение ключевой ставки.

Комбанки в результате перечисленных мер начинают испытывать нехватку средств и вынуждены уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Это приводит к снижению денежного предложения и росту процентной ставки. Высокая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных расходов, через них - к сокращению совокупного спроса, что должно сдерживать инфляцию спроса. Политика дорогих денег проводится, если основная проблема экономики - инфляция.

Результативность кредитно-денежной политики осложняется обратным воздействием ВВП на процентную ставку. Безусловно, процентная ставка в значительной степени определяет равновесный уровень ВВП, так как она воздействует на инвестиции и совокупный спрос. Однако существует и обратная связь. Уровень ВВП влияет на равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок зависит напрямую от уровня номинального ВВП.

Это означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, ослабляя тем самым результативность данной политики в отношении понижения процентной ставки. Политика же дорогих денег ведет к уменьшению номинального ВВП. Однако это уменьшает спрос на деньги и ослабляет результативность данной политики как средства повышения процентной ставки.

Политика дешевых денег неприменима в экономике полной занятости. Если экономика достигла/приблизилась к уровню полной занятости, то увеличение совокупного спроса никак не скажется на реальном объеме выпуска и занятости, так как свободных ресурсов, за счет которых можно нарастить выпуск уже нет. Результатом проведения политики дешевых денег в этой ситуации будет раскручивание инфляционной спирали.

Политика дорогих денег неприменима (неуместна) в условиях спада и безработицы. Она приведет только в дальнейшему сокращению реального производства и усилению безработицы.

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики.

I. Преимущества: считается, что кредитно-денежная политика - основной инструмент стабилизации экономики.

1. Кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Считается, что ее воздействие на денежный рынок (особенно, если речь идет об операциях на открытом рынке) практически мгновенное.

2. Кредитно-денежная политика может проводиться относительно независимо от политических структур и не слишком подвержена воздействию политических мотивов (так называемому «предвыборному влиянию).

3. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику и экономических агентов мягче и тоньше, чем воздействие изменений в государственных расходах или налоговой политике.

II. Недостатки : применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы.

1. Контроль за предложением денег со стороны ЦБ ослабляется с развитием альтернативных каналов вложения денег (например, электронных денег). В этом же направлении влияет интернационализация экономики: потоки финансовых ресурсов из данной страны или в данную страну могут существенно затруднить контроль над денежной массой.

2. Политика дешевых денег может создать условия для расширения кредитования, но не может заставить комбанки выдавать кредиты, а экономических агентов - их брать.

3. Современный экономический цикл зачастую характеризуется сочетанием спада производства и инфляции (стагфляцией), то есть одновременно присутствуют и причины для проведения политики дорогих денег, и причины для проведения политики дешевых денег.

4. Скорость движения денег обычно меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что тормозит или полностью нивелирует изменения денежного предложения, вызванные кредитно-денежной политикой. Например, в период инфляции кредитно-денежная политика направлена на ограничение денежного предложения, но при инфляции скорость движения денег возрастает. Результативность проводимой политики - нулевая. Напротив, в период спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, но скорость движения денег замедляется, что так же приводит к нулевому результату предпринимаемых мероприятий (бег вверх по эскалатору, который идет вниз).

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной по­литики лежит механизм влияния банковской системы на де­нежное предложение через банковский (денежный) мультипли­катор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного пред­ложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происхо­дит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мне­нию специалистов, занимающихся данной проблемой, наибо­лее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное из­менение нормы обязательных резервов способно вызвать зна­чительные изменения в объеме банковских депозитов и кре­дита.

В наглядном виде КДП ЦБ можно представить следующим образом:

Влияние снижения нормы минимального резервирования

вкладов на величину предложения денег

Повышение нормы минимального резервирования вкладов

Увеличение обязательных резервов коммерческих банков

Сокращение объема ссуд, выдаваемых коммерческими банками

Мультипликативное сжатие вкладов коммерческих банков

Сокращение величины предложения денег

Влияние увеличения нормы минимального резервирова­ния

вкладов на величину предложения денег

Сокращение ставки рефинансирования

Увеличение объема займов у центрального банка

Увеличение избыточных резервов коммерчески банков

Увеличение объема ссуд, выдаваемых коммерческими банками

Мультипликативное расширение вкладов банковской системы

Рост величины предложения денег

Влияние сниженияставки рефинансирования

на величи­ну предложения денег

Увеличение ставки рефинансирования

Сокращение объема займов у центрального банка

Сокращение избыточных резервов коммерчески банков

Уменьшение объема ссуд, выдаваемых коммерческими банками

Мультипликативное сокращение вкладов банковской системы

Снижение величины предложения денег