Альтернатива – безнадежное отставание от развитого мира

Председатель ЦСР Алексей Кудрин готов предложить рецепт для решения проблем здравоохранения и образования

Образование и здравоохранение станут новыми драйверами экономического роста России, обещает «стратегия Кудрина». Их развитие потребует софинансирования со стороны граждан. В противном случае России грозит безнадежное отставание от развитого мира, пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы стратегии-2035, которую готовит для президента Владимира Путина Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина.

Согласно стратегии, в XXI веке перспективы экономики зависят от человеческого капитала: образование, формирующее этот капитал, и здравоохранение, предотвращающее его потери, к 2024 году станут одними из главных драйверов роста экономики России. Пути развития этих отраслей описаны в предлагаемых стратегией программах «Образование XXI века» и «Здоровье граждан».

Здравоохранение в мире быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технологического прогресса, превращаясь в крупнейшую отрасль развитых экономик: пропустить этот сдвиг - значит обречь страну на утрату положения великой державы, говорится в материалах ЦСР. Место страны в мировой экономике будет определяться ее способностью порождать и осваивать инновации: образованию, как и здравоохранению, необходимо не улучшение, а качественный прорыв.

Выбор: либо обеспечить технологический сдвиг отраслей человеческого капитала совместными усилиями государства, работодателей и граждан, либо смириться с глубоким долговременным отставанием, предлагает стратегия. Например, в финансировании здравоохранения в расчете на душу населения Россия отстает от развитых стран в 3,2 раза.

Предлагаемый ЦСР бюджетный маневр в 2% ВВП в пользу образования и здравоохранения поровну распределяется между ними: государственное финансирование медицины к 2024 году должно возрасти с 3,3% до 4,3% ВВП, образования - с 3,6% до 4,6% ВВП. Доля частных средств в образовании вырастет в 2,3 раза (до 1,7% ВВП) за счет в том числе обеспечения массовости вузовского образования на фактически платной основе и переноса расходов на дополнительное образование детей на семьи. В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) появляется опция ОМС-2 с расширенными программами за дополнительный взнос, будет реструктурировано льготное лекарственное обеспечение.

Технологически развитые образование и здравоохранение усилят и международную роль России: доля образовательных услуг в экспорте возрастет в десять раз с 0,1% до 1%, экспорт медицинских услуг - с 0,07 млрд (0,0001% всего экспорта) до 3,6 млрд долларов к 2024 году.

Конкретных предложений по способам софинансирования граждан в этих программах стратегии нет. В целях бюджетного маневра в правительстве обсуждалось в том числе повышение НДФЛ до 15%, но решений не было. Всего в стратегии предполагается 14 программ, объединенных в три блока: технологии, человеческий капитал и современное государство.

Это мартовская версия документов, она не единственная и не окончательная, документы меняются почти в ежедневном режиме, уверяет представитель ЦСР, официальные документы в государственные ведомства пока не направлялись. Стратегия должна быть представлена президенту в мае.

Исторический опыт, унаследованный российским обществом от эпохи СССР и периода становления постсоветской России, еще долго будет влиять на направление и логику развития нашей страны. Некоторые последствия пережитых обществом событий, таких как, например, Великая Отечественная война, постоянно обсуждаются и анализируются. Однако есть и скрытые последствия, влияние которых на первый взгляд не кажется важным. Но именно они могут играть решающую роль в стратегической перспективе.

Ловушка выживания

Одна из таких часто игнорируемых проблем российского общества - нежелание или неспособность мыслить, «смотреть вперед» сразу на большие периоды. Согласно регулярным общественным опросам около 46% россиян не знают, что с ними будет и в ближайшие месяцы, еще 36% - планируют свою жизнь максимум на один-два года вперед. Доминируют жизненные стратегии с малым горизонтом планирования - пережить бы эту неделю, месяц, год, а дальше будет видно.

«Схлопывание» горизонта планирования - последствие ряда шоков в жизни двух последних советско-российских поколений. Сначала идея планирования на долгий срок дискредитировалась бесконечным процессом строительства коммунизма в СССР. Несмотря на заверения, что советский человек обязательно будет жить при коммунизме в будущем, этот homo soveticus, не чувствуя никаких существенных изменений в жизни с середины 1960-х годов, разочаровывался в будущем. Последующий неожиданный крах СССР, образование за одну ночь границ там, где их не было, необходимость на ходу корректировать жизненные стратегии оставили существенный рубец в коллективной памяти, постоянно напоминающий об опасности строительства каких-либо долгосрочных планов. Далее последовал дефолт 1998 года, когда многие люди почувствовали себя обманутыми и вынесли убеждение, что связывать будущее со своими накоплениями не имеет смысла: ведь сбережения испарились не в первый раз всего за несколько лет. Кризис 2008 года, пусть и относительно легко пережитый обществом (но не закончившийся в экономике), девальвация рубля в конце 2014 года, серьезнейшее снижение доходов , возвращение риторики холодной войны , да и санкционная политика в целом уверенности россиянам не прибавили. Два периода стремлений к будущему - середины 1990-х и 2000-х годов - были слишком короткими, чтобы у людей сформировалась привычка работать на отдаленные цели. При этом шоковые события в экономике подрывают доверие к сбережениям, а значит нельзя создать необходимого объема ресурсов для инвестиций.

Такие постоянные «переломы» и «перекосы» на протяжении последних 30 лет сформировали у большей части населения две устойчивых жизненных стратегии. Первая - бери от жизни все и сейчас, поскольку инвестиции в будущее все равно не работают, вторая - занимайся только своими проблемами и проблемами своей семьи: тут ты можешь что-то изменить.

Поиски великой цели

Исправить ситуацию могло бы последовательное исполнение долгосрочных решений властью. Но не складывается и с реализацией стратегий государства: успешная Стратегия-2010 (известная как «программа Грефа») была реализована в среднем на 36% , концепция долгосрочного развития России до 2020 года устарела уже в момент своего принятия. Приоритетные национальные проекты - пример эффективного, но ручного управления, а не качественных структурных реформ. Даже по майским указам президента 2012 года плановые показатели далеко не полностью выполнены , а часть была достигнута за счет изменений методики расчетов.

Итак, в современной России не любят формировать полноценные, реалистичные стратегии будущего. Но зато о будущем любят мечтать. Согласно исследованиям , социокультурные характеристики российского общества, измеренные по методике Хофстеде , относят Россию одновременно к разрозненно коллективистским странам (разбитым на сплоченные, но слабо доверяющие друг другу социальные группы) и «феминным» - ориентированным на долгосрочные стратегии, но максимально избегающим неопределенности. Проще говоря, такая совокупность жизненных установок порождает потребность постоянного бега к великой цели и обуславливает столь же постоянное «недобегание» до нее. Мы всегда находимся в поисках чего-то большого и объединяющего, к чему хотелось бы стремиться - особого «русского пути», коммунизма или национальной идеи - но оказываемся не готовы ни находить, ни вырабатывать приемлемый для всех образ будущего, ни строить к нему дорогу, ни уж тем более поэтапно по этой дороге идти. Описанные выше шоки только укрепляют в нас подобные социокультурные характеристики.

Но это не значит, что Россия обречена вечно блуждать в темноте. К совокупности таких характеристик необходимо относиться, как к исходным условиям - учитывать при реализации любого рода политики. С другой стороны, ориентироваться нужно и на то, что происходит с российским обществом и элитами сегодня.

Исследовательская группа ЦИРКОН недавно проводила масштабный экспертный опрос (вовлекший как провластных, так и оппозиционных экспертов). Самый любопытный результат опроса состоит не столько в тех прогнозах, к которым пришли респонденты, сколько в дисперсии и рассогласованности их оценок, показывающих, что консенсусного прогноза будущего нет даже среди тех, кто обладает всеми инструментами прогнозирования.

У власти также нет четкого видения - информационная повестка ориентирована на успехи прошлого и новости настоящего, но не отвечает на вопросы о России в перспективе 10-20 лет; показатели последнего экономического прогноза быстро меняются и скорее всего окажутся излишне оптимистичными. Переход в 2015 году с трехлетнего бюджета на годовой еще больше сократил горизонт планирования ведомств, а возвращение к трехлетке пока выглядит формальным. Финансовое поведение россиян характеризуется или вынужденным решением тратить все сразу, не оставляя ничего на будущее, что говорит об исчерпании внутренних бюджетов, или краткосрочным сбережением в банках. И то, и то говорит о дальнейшем схлопывании горизонта планирования - люди сберегают из-за неопределенности, откладывая на близкий черный день, не веря в стабильный доход «завтра». А доверие общества к стратегиям сбережения на длительный период нам необходимо - это доверие практически напрямую конвертируется в экономический рост.

Окно возможностей

Но в такой тотальной неопределенности есть и существенное позитивное свойство. Когда у большого числа активных социальных и элитных групп в равной степени отсутствует четкий образ будущего, стирается и ключевое противоречие, которое их разделяет. Формируется эффект гомогенности, способный порождать высокую отзывчивость и готовность к компромиссу.

С октября 2016 года Центр стратегических разработок в рамках проекта «Россия будущего: позитивная повестка» провел серию рабочих сессий «Вглядываясь в будущее: Россия через 10 лет» в российских регионах и продолжает интервью и дискуссии о будущем. В мыслях и идеях респондентов есть несколько ключевых пересечений: понимание необходимости и неотвратимости перемен, спрос на обозначение целей и описание образа будущего, которое отвечает на вопросы о развитии и роли человека в России и России в мире через 10-15 лет, демонстрация четкой программы действий по ее достижению. Все устали от неопределенности - и наше общество стало стремиться ее избегать, Что также укладывается в нашу социокультурную специфику.

Это значит, что шансы преодолеть разрозненность российского общества и описанные выше последствия предыдущих исторических периодов высоки. Спрос на позитивный образ будущего, понятные цели, которые удлинят горизонты планирования и принимаемых решений, соединят развитие страны с благополучием каждого человека - огромен.

Вопроса здесь всего два: удастся ли воспользоваться открывшимся окном возможностей, и кто именно это будет делать. Позитивный сценарий есть - проведение структурных реформ даст возможность к 2035 году удвоить ВВП (к 2025 г. - ВВП растет на 37%), на 90% увеличить реальную заработную плату, нарастить долю экспорта несырьевых неэнергетических товаров с 34% (2016) до 50% в 2029 г. и 61% к 2035 г. – и значит быть в числе стран-лидеров.

Главный драйвер развития в этом сценарии, источник роста России - это реализация потенциала каждого отдельного человека в совершении структурного разворота к технологичной, инновационной экономике. Но чтобы нам совершить такой разворот необходимо сложить вместе три составляющих успеха, учитывающие наши национальные особенности: определить векторы перемен, приемлемые для основных социальных групп; найти разделяемый всеми образ будущего, за которым нашему «коллективистскому мировоззрению» захочется побежать; создать реалистичный план движения к этому будущему - такой, который придаст сил для нового рывка. Чтобы оставаться в числе мировых лидеров, ближайшие десять лет придется бежать, и бежать быстрей, чем весь остальной мир.

Соединить спрос на перемены и амбициозные цели через четкие механизмы реализации, предложить изменения, к которым готова страна, создать план действий, который будет осуществим, - вот основные задачи Стратегии развития России 2018-2024.

Глава ЦСР завершил работу над документом, определяющим главные приоритеты и проекты страны на шесть лет. Стратегия будет представлена президенту и только потом обнародована

Алексей Кудрин. Фото: Григорий Собченко/сайт

Команда Алексея Кудрина закончила работу над стратегией развития страны на следующие шесть лет после президентских выборов 2018 года. Об этом Кудрин рассказал в интервью ТАСС .

Основные положения будут представлены лично президенту. Конкретики пока нет, Кудрин попросил подождать до конца мая. Тем не менее, он объяснил, откуда взять деньги, будет ли конкурентна российская экономика, и предположил, каким будет курс рубля.

Стратегия состоит из приоритетов и проектов. Главные приоритеты: люди, технологии и госуправление. Задача, которая была поставлена президентом, — достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше. Это очень сложная задача, но она решаема. Это должен быть период вложений в человека.

«Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей — важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег», — сказал глава Центра стратегических разработок.

В ближайшие шесть лет потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова.

Кудрин сохранил свой прогноз: цена на нефть будет двигаться в диапазоне 40-60 долларов за баррель в ближайшие четыре-пять лет. «Это будет период установления нового равновесия. Даже если цена уйдет ниже 40 долларов, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при 45 долларах. При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около 56 долларов за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет», — прогнозирует Кудрин.

По словам главы ЦСР, стратегия должна стать документом, объединяющим разные слои населения. «Она должна быть востребована страной… Стратегия — это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит», — отметил Кудрин.

Ранее, выступая на форуме в Красноярске, Кудрин назвал российскую экономику .

В XXI в. перспективы экономики зависят от человеческого капитала: образование, формирующее этот капитал, и здравоохранение, предотвращающее его потери, к 2024 г. станут одними из главных драйверов роста экономики России, говорится в материалах стратегии-2035, которую готовит для президента Владимира Путина Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина. Пути развития этих отраслей описаны в предлагаемых стратегией программах «Образование XXI века» и «Здоровье граждан» («Ведомостям» удалось с ними ознакомиться).

Здравоохранение в мире быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технологического прогресса, превращаясь в крупнейшую отрасль развитых экономик: пропустить этот сдвиг – значит обречь страну на утрату положения великой державы, говорится в материалах ЦСР. Место страны в мировой экономике будет определяться ее способностью порождать и осваивать инновации: образованию, как и здравоохранению, необходимо не улучшение, а качественный прорыв.

Выбор – либо обеспечить технологический сдвиг отраслей человеческого капитала совместными усилиями государства, работодателей и граждан, либо смириться с глубоким долговременным отставанием, предлагает стратегия. Например, в финансировании здравоохранения в расчете на душу населения Россия отстает от развитых стран в 3,2 раза.

Предлагаемый ЦСР бюджетный маневр в 2% ВВП в пользу образования и здравоохранения поровну распределяется между ними: государственное финансирование медицины к 2024 г. должно возрасти с 3,3 до 4,3% ВВП, образования – с 3,6 до 4,6% ВВП. Доля частных средств в образовании вырастет в 2,3 раза (до 1,7% ВВП) за счет в том числе обеспечения массовости вузовского образования на фактически платной основе и переноса расходов на дополнительное образование детей на семьи. В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) появляется опция ОМС-2 с расширенными программами за дополнительный взнос, будет реструктурировано льготное лекарственное обеспечение.

Технологически развитые образование и здравоохранение усилят и международную роль России: доля образовательных услуг в экспорте возрастет в 10 раз с 0,1 до 1%, экспорт медицинских услуг – с $0,07 млрд (0,0001% всего экспорта) до $3,6 млрд к 2024 г.

Конкретных предложений по способам софинансирования граждан в этих программах стратегии нет. В целях бюджетного маневра в правительстве обсуждалось в том числе повышение НДФЛ до 15%, говорили «Ведомостям» участники обсуждений, но решений не было. Всего в стратегии предполагается 14 программ, объединенных в три блока: технологии, человеческий капитал и современное государство.

Это мартовская версия документов, она не единственная и не окончательная, документы меняются почти в ежедневном режиме, уверяет представитель ЦСР, официальные документы в государственные ведомства пока не направлялись. Стратегия должна быть представлена президенту в мае.

Страна умных...

Образованием будут охвачены все граждане от младенцев (за счет служб поддержки раннего развития) до пенсионеров (благодаря системам непрерывного образования). Развитие онлайн-переподготовки обеспечит мобильность и востребованность труда на протяжении всей жизни человека: учиться будет каждый второй взрослый (сейчас – каждый пятый). Запрос на это есть: треть людей предпенсионного и пенсионного возраста готовы снова сесть за парту. «Микростепени» – свидетельства о конкретных квалификациях, как сейчас в сферах IT и финансов, – появятся во многих отраслях.

Система высшего образования будет состоять из трех типов вузов. Аспирантура останется преимущественно в исследовательских университетах – они призваны развивать науку и конкурировать на глобальных рынках за таланты: сейчас в России доля иностранных аспирантов около 5% против 27% в ОЭСР, страна теряет привлекательность для молодых людей, из которых через 15–20 лет будет состоять мировая элита, говорится в материалах ЦСР. Второй тип вузов будет готовить специалистов и магистров по определенным профессиям для нужд региональных экономик, в том числе при софинансировании работодателей и регионов. Третий тип вузов будет предоставлять общее высшее образование на уровне бакалавриата, в основном платное.

В среднем профессиональном образовании будет два типа колледжей: специализированные и массовых профессий. Программы подготовки высококвалифицированных рабочих получат статус высшего образования уровня прикладного бакалавриата.

Для снижения неравенства доступа к образованию предлагается повысить доступность образовательных кредитов, в том числе на проживание студентов из малодоходных семей на период обучения. Для максимальной реализации способностей детей – создать национальную программу поиска и развития талантов, стипендиальные и грантовые программы.

Перед поступлением в школу предусматривается год предшкольного образования для выравнивания уровня развития детей, родители получат «сертификат дошкольника» с правом использовать его как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Повышать равенство образовательных возможностей будут «Школы успеха» со штатом психологов и социальных педагогов, персонифицированным финансированием обучения детей из социально неблагополучных семей, программами интеграции мигрантов. Это повысит функциональную грамотность: сегодня ее не имеют 25% выпускников российских школ, что равносильно потере четверти социального капитала, говорил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Доля не освоивших школьную программу должна снизиться до 15%. Знаний не хватает педагогам: для учителей будет введена интернатура. Увеличатся программы дополнительного образования детей: сегодня в расчете на одного ребенка родители платят в 4 раза больше бюджетного норматива, расширение охвата детей увеличит финансирование этого вида услуг вдвое, на 75% – за счет средств семей.

...И здоровых

С учетом состояния здоровья граждан (низкая продолжительность жизни, высокая смертность мужчин трудоспособного возраста – выше лишь в 18 африканских странах) и растущей в обществе тревоги по поводу состояния самого здравоохранения (доля считающих его главной проблемой страны за 2016 г. возросла с 7 до17%) ориентация на прорыв в медицине – это политический, социальный и экономический императив, пишут авторы стратегии.

Проект «Здоровье граждан» предусматривает новую модель организации медпомощи – «медицину 4П»: предикция (выявление предрасположенности к развитию заболеваний), превентивность, персонализация, партисипативность (участие самих граждан в профилактике). Ускоренное развитие отрасли предусматривает, в частности, развитие телемедицины и дистанционного мониторинга, которым будет охвачено около половины граждан; налоговое стимулирование венчурных инвестиций в проекты индустрии здоровья; переход от терапевтической к общеврачебной модели участковой службы. Некоторые виды медпомощи (например, паллиативную) получат право оказывать социальные службы. Стационары будут поделены на интенсивную терапию и реабилитацию: возникнет отдельный вид медпомощи – восстановительный. Для жителей отдаленных территорий будет развиваться региональная санитарная авиация. В России появится центр трансграничного медобслуживания для экспорта услуг российскими клиниками.

Для развития здорового образа жизни граждан создадут инфраструктуру для массового спорта, в том числе парки, в жилых кварталах; в школах введут уроки здорового образа жизни; субсидируют работающим платные занятия спортом (до 30 000 руб.). Акцизы на табак и алкоголь будут повышаться быстрее инфляции; сократится число торговых точек, продающих алкоголь, и продавать его запретят с 22 часов (сейчас с 23); каждые 2–3 года будут повышаться штрафы за нетрезвое вождение, предлагают эксперты ЦСР.

Будет пересмотрен состав льготников, имеющих право на бесплатные лекарства. Одновременно вырастет доля затрат на лекарства в составе тарифа на стационарное лечение. Для расширения охвата качественной и высокотехнологичной медпомощью гражданам предложат соплатеж в действующую сейчас систему ОМС – тариф ОМС-2 с расширенной страховой программой. В ОМС-2 будут работать страховые медицинские организации, в ОМС-1 – только территориальный фонд.

Программы «Образование XXI века» и «Здоровье граждан» предусматривают дальнейшее повышение зарплат работникам образования и здравоохранения. Так, зарплаты врачей ведущих центров вырастут к 2024 г. до 240%, к 2035 г. – до 350% средней зарплаты по региону; оплата 35–40% преподавателей исследовательских университетов будет на международном уровне (сейчас у 10–15%).

Народ готов

Социологические исследования говорят, что люди готовы к дополнительным платежам в социальной сфере, рассказывал на конференции ВШЭ Кузьминов: доля тех, кто готов на это тратить 2% дохода, с 2011 по 2016 г. выросла с 11 до 51%, включая наименее обеспеченных, приоритеты – медицина и школьное образование. В образовании Россия сдвинулась к менталитету США, рассказал он: 31% готов доплачивать за более качественное образование 5% своих доходов. Опрос был в декабре 2016 г., когда реальные доходы падали два года, отметил Кузьминов: «Мы будем это учитывать или будем говорить, что население патерналистски настроено?»

В 2015 г. граждане, обратившиеся за налоговыми вычетами за оплату медицинских и образовательных услуг, потратили на эти сферы 507 млрд руб., рассказала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Из вычетов на медицину (60% всех средств) 70% – за лекарства и 30% – за высокотехнологичную медпомощь. Население в большей степени готово платить и платит за лекарства, констатировала Голикова, и, если вводить новые налоги, нужен общественный консенсус: «Невозможно просто вводить – надо говорить, для чего это делается». По ее данным, население оплачивает порядка четверти расходов на медицину (см. врез). В то же время регионы несут не свойственные им функции медицинского страхования неработающих, направляя на это 7% своих расходов, или более 600 млрд руб., указала она, если их от этого освободить, у них появятся средства в том числе для роста финансирования школ.

Деньги должны идти за структурными реформами, а не опережать их, заметил на обсуждении налогового маневра в ВШЭ председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Страшные вы вещи говорите: преследуя очень хорошие цели – дать дополнительные деньги на образование и здравоохранение, – вы ведь знаете, что качество это не улучшит. И что это на руку тем, кто сегодня не видит иного способа выполнять свои функции, кроме как за счет дополнительных налогов», – обратился он к Кудрину. Предлагаемые меры предполагают и улучшение качества, заверил его Кудрин: «Надо бороться со своими страхами».

Сколько стоит ОМС

945,5 рубля взносов в ОМС пришлось в среднем на каждого россиянина в месяц в 2016 г. В том числе 1423 руб. – платеж работодателя в расчете на одного работника и 603,5 руб. – платеж из региональных бюджетов за каждого неработающего. Платежи самого населения в расчете на одного человека – еще 311 руб.

Ольга КУВШИНОВА, Александра ПРОКОПЕНКО

Москва, 3 мая - "Вести.Экономика". Центр стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным завершил подготовку экономической стратегии развития стран. Что она из себя представляет и какие моменты важно отметить?

Прежде всего нужно отметить, что саму стратегию общественности не представили, конкретики нет. По словам Кудрина, стратегия будет представлена лично президенту в конце мая, а пока господин Кудрин ограничился общими фразами.

Из того, что было сказано, можно сделать вывод, что основные приоритеты - человеческий капитал, технологии и госуправление.

Алексей Кудрин

"Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей - важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег".

Человеческий капитал - действительно важный фактор. Любой успешный бизнесмен знает, насколько ценны сотрудники. Другой вопрос, что инвестиции в человека - это долгосрочный процесс и вряд ли он сможет дать эффект в среднесрочной перспективе.

Глава ЦСР также призывает уделить особое внимание технологиям, он уверен, что потребуется большое количество работников IT-сектора, чтобы повести цифровизацию экономики РФ. Собственно, эта профессия и будет больше всего востребована.

Кроме того, Алексей Кудрин предлагает смягчить бюджетное правило.

Алексей Кудрин

"Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. То есть не снижать его до 1% ВВП, как это предусмотрено сейчас, а сохранить на уровне 1,5% ВВП".

В ЦСР уверены, что при выполнении программы рост будет накапливаться с 2018 г. В следующем году рост составит около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 г. вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения - на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт - почти в два раза.

Стоит отметить, намного раньше, причем публично, появилась другая экономическая стратегия - "Стратегия Роста" , подготовленная большим количеством экспертов под руководством Бориса Титова.

Вот как на своей странице в Facebook заявления Кудрина прокомментировал сам Титов:

Борис Титов

"Начала развеиваться (хоть и слабо) пелена над стратегией ЦСР. И судя по тому, что развеялось, Кудрин меняет взгляды. Теперь он за умеренно мягкую денежно-кредитную политику, умеренное снижение курса рубля. В общем, надо пригласить Алексея Леонидовича в Столыпинский клуб. Правда во всем остальном стратегия ЦСР (по описанию, конечно) – это розовые облака. Красивые слова – образование, технологии, человеческий капитал и никакой конкретики. А конкретика в этом вопросе может быть одна: создать реальные условия для развития несырьевого бизнеса. Кредиты, стимулирующие налоги и тарифы, снятие административного пресса. Тогда и будет рост - экономики, уровня и качества жизни, всей страны".